Меню

Что является системообразующим фактором системы ценностей личность власть деньги



Что является системообразующим фактором системы ценностей личность власть деньги

Ценностность – как системообразующий фактор в становлении личности

Какенов М.К. – старший преподаватель

университета имени А. Байтурсынова

Мы живем в такое время, когда в общественном сознании происходит переосмысление старых и формирование новых ценностей. Изучение генезиса и природы общечеловеческих и индивидуальных ценностей, в том числе ценностей образования, ставшие фундаментальной проблемой гуманитарного познания. Междисциплинарные проблемы вопроса ценностей, без которых невозможно их серьезное всестороннее рассмотрение, проявляется в частности в том, что ими занимаются не только философы, социологи, психологи, педагоги, но и представители так называемых негуманитарных наук в силу того, что субъективно понятия ценностейпереживаютсявсеми людьми как идеалы, которые являются ориентирами желательного состояния дел /1/ .

На сегодняшний день особенно у молодежи наблюдается рост интереса к получению качественных знаний, практических навыков, способствующих росту их интеллектуального уровня, материального благосостояния,морального удовлетворения человека и в целом общества.Вместе с тем люди задумываются и над тем, какое место в их жизни занимают гуманистические ценности. В образовании статус «гуманистический» приобретает реальную ценность, которая реализуются в профессиональной деятельности в результате живого общения педагога с обучающимся, направленные на его всестороннее развитие посредством образования и воспитания, становление его как личности с ценностными качествами. Ценностный подход в образовании связан с выявлением и формированием системы ценностей человека, фактически представляющих собой совокупность осознанных смыслов его жизни и ценностных ориентации, направляемые субъекта на реализацию поставленных целей.

Для человека центральное базовое основание личности является главным в жизни, которое наиболее значимо и обозначается термином «ценностность». Ценностность характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлением о себе, т.е. своим «Я» в окружающем мире. Ценностность – это некоторое единое синтетическое образование, в котором как бы связано собственное — субъективное и внешнее – объективное /2/ .

На сферу мировоззренческого осмысления мира, понимания своего отношения к окружающей действительности, взаимоотношений с людьми направлены ценностные ориентации обучающегося. С точки зрения этого подхода предметом изучения педагогики, педагогической психологии ,философии является ценностно – смысловая сфера личности обучающегося, и в первую очередь индивидуальные способности в понимании вопроса бытия, интерпретации смыслов жизни. Ценностный подход направлен на анализ понимания смыслов, развития способностей обучающихся к такому осмыслению получаемых знаний, который включает осознание его гуманистической ценности. Следовательно, понимание как компонент гуманистического мышления позволяет ценностно опосредовать познавательную деятельность.

Сущность гуманистического мышления заключается в ценностном осмыслении бытия и его понимания. Существуют весьма разнообразные направления изучения личности. Направленность на целостный подход к личности издавна интересовала философов. Теоретическое представление о личности, особенно о целостности личности, обычно не воплощаются соответствующим данным представлениям в эмпирических исследованиях и тем более не находят воплощение в диагностике личности.

Сформированные ценности обуславливают тенденцию к максимальной самореализации в соответствующей ценностной сфере. Однако ценность иногда имеет свойство односторонности, которая порождает односторонность личности и обуславливает трудности в ценностных и не ценностных сферах, так как успешность функционирования зависит от многосторонности реализации разных взаимозависимых аспектов личности, в данном случае разных типов ценностностей. Например, сочетание ценностностей реального функционирования и ценностности действия в соответствии с требованиями учебной деятельности . В этом случае проявляются особенности, свойственные обоим типам, которые могут сосуществовать как бы параллельно /3/ .

Отсутствие в ценностности тех или иныхэлементов препятствует максимальной реализации личностных возможностей. Максимальная реализация личностных возможностей имеет место при сочетании всех трех основных типов ценностности: деятельности, отношении, познания. В этом случае мы говорим об универсальности ценностности, которая является формой воплощения потенциальных сущностных свойств человека, таких, как – многогранность, перманентность, способность отожествления себя с другими и способность выделения своего личного от всего окружающего.

Читайте также:  Чем ты готов пожертвовать ради денег

Охарактеризовывая человека с универсальной ценностностью прежде всего можно отметить, что нередко он отличается своеобразием облика. Он проявляет общий живой интерес к самым разным содержаниям и от него исходит атмосфера дружелюбия и доброжелательности к окружающему миру. Так же они легкодостигают высших уровней в вопросахвзаимоотношений. Они воспринимают других людей не эгоцентрично, т. е. не через их связь с собой, а независимо — объективно, максимально учитываясамоценность каждого человека и закономерную взаимосвязь всех процессов и явлении в мире. Такой человек достигает высших результатов во всех основных сферах своих интересов, так как, онипо настоящемуценностны для него.

Ещеодним признаком универсальной ценностности являются высшие уровни умственного развития, проявляющиеся в сочетании абстрактного и конкретного, в направленности на получение самых новых знаний, в поиске разнообразных способов решения познавательных задач.Такая учебная деятельность не представляет затруднений. Оказывается интересной, привлекательной и трудовая деятельность. Они стремятся выполнять ее как можно лучше, постоянно варьируя и совершенствуя способы деятельности и ее результаты /4/ .

Люди с универсальнойценностностью проявляют стремление к постоянному совершенствованию. Это относится ко всем компонентам их деятельности в разных направлениях. Им особо характерно стремление к преодолению привычных ограниченных представлений о мире и о себе, то есть они демонстрируют высокий уровень «неконечности» во всех сферах своей деятельности. Для них можно сказать особо значимым и ценностным является все новое, цивилизационно — передовое. Во всех своих действиях они проявляют тенденцию к варьированию, выходу за пределы имеющихся знаний, совершенствуют новые способы деятельности и выстраивания отношений.

Таким образом, все вышесказанное и вышеперечисленное подводит нас к пониманию того, что для людей с универсальнойценностностью характернавысокая творческая направленность. Потребность в постоянном развитии, то есть самосовершенствование, разносторонность ценностной сферы, способность преодоления привычного и высокий интерес к новому. Все это позволяет говорить, что это явление — необходимая основа эффективности высокого творчества. Проведенные исследования подтверждают, что универсальность ценностной сферы является основой гармоничного, интеллектуального и духовного развития человека, формируетв немсамыепрогрессивные идеи.

1.Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.

2.Понаморенко В. А. Психология духовности профессионала. М., 1997.

3.Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.

4. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002.

Источник

Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Что важно для вас и что является главным в жизни? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Читайте также:  Сколько денег дают за шестого ребенка

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Духовное развитие
  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Уверенность в себе
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • Путешествия по миру и открытие новых мест
  • Творческая реализация
Читайте также:  Ипотека когда банк перечисляет деньги продавцу

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление >Этика > Средства >Этика > Ценности >Этика > Цель >Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.

Источник