Меню

Для чего необходимы деньги обществознание



ЕГЭ. Экономика. Тема 15. Деньги

Деньги – это товар особого свойства, который является всеобщим эквивалентом при обмене товаров, то есть на них можно купит и продать любой товар или услугу, они выражают их ценность.

Свойства денег

  • Делимость – способность размениваться на более мелкие.
  • Узнаваемость — тяжелы в подделке
  • Стабильность – более или менее одинаковая стоимость сегодня и завтра
  • Портативность – удобны в использовании, занимают мало места.
  • Износостойкость – имеют срок службы
  • Однородность — равное количество денег разными видами имеют одинаковую стоимость (например, тысяча равна 500+500)
  • Ликвидность — насколько легко и быстро можно обменять деньги на товар.

Функции денег

  1. Мера стоимости — именно они определяю, сколько что стоит.
  2. Средство обращения– то есть именно за деньги мы продаём и покупаем товары, они обращаются, то есть переходят от продавца к покупателю. Деньги – своеобразный посредник между ними. Это позволяет избежать бартера — обмена товара на товар.
  3. Средство платежа – деньгами мы оплачивает услуги ЖКХ, налоги, получаем и оплачиваем кредиты, а также получаем заработную плату. и т.д.
  4. Средство накопления – именно деньги, их количество может свидетельствовать о материальном состоянии отдельного человека, фирмы и государства в целом.
  5. Мировые деньги – эту функцию на сегодняшний день выполняют евро и доллар, то есть они принимаются к оплате в любом государстве и могут быть обменены на любую национальную валюту.

Виды денег

Наличные – передаются из рук в руки в натуральном виде.

  • Металлические монеты, то есть денежные знаки из золота, серебра, меди, различных сплавов. В монетах различают аверс (лицевая сторона), реверс (обратная сторона), а также гурт (обрез)
  • Банкноты – бумажные деньги.

Безналичные – не предаются из рук в руки в руки, это записи на счетах в банках.

В последние годы стали использоваться пластиковые кредитные карточки, которые являются не деньгами, а лишь инструментом, средством для получения и перечисления денег в финансовые учреждения.

Полноценные — неполноценные деньги

Полноценные – это деньги, стоимость которых равна стоимости материала, из которого они были изготовлены: золото, серебро.

Неполноценные — это деньги, стоимость которых значительна ниже того материала, из которого они изготовлены. Например, как бы качественно ни была изготовлена 1000-тысячная купюра, она не стоит 1000 рублей. На сегодняшний день в основном используют именно неполноценные деньги.

Электронные деньги

Большой популярностью пользуются электроны деньги

Две формы электронных денег:

  • Смарт – карты (электронные кошельки) – аналог кредитных карт, но без посредничества банка.
  • Сетевые деньги – программное обеспечение, с помощью которого деньги переводятся по электронным коммуникативным сетям, в том числе и через Интернет.

Удобство электронных денег, дешёвое обслуживание, практически невозможность украсть их, подделать исключает финансовую преступность. В будущем именно электронные деньги, считают экономисты, заменят не только наличность, но и кредитные карточки.

Денежная масса – это наличные деньги + безналичные средства на счетах физических и юридических лиц.

Группы денежной массы

  • Наличные – деньги, находящиеся на руках, используемые в обращении
  • Счета до востребования – различные вклады, которыми может владелец пользоваться по своему желанию.
  • Срочные вклады – ими можно пользоваться по определённым условиям.
  • Валютные счета.

Денежные агрегаты – это показатели структуры денежной массы, видов денег и денежных средств.

Виды денежных агрегатов

  • МО – наличные деньги в обращении
  • М 1 = МО + счета до востребования
  • М2 = М1 + срочные вклады
  • М3= М2 + сертификаты и облигации государственных займов.
Читайте также:  Можно ли за добро расплатиться деньгами сочинение моченые яблоки

Из истории денег

  • Сегодня сказать точно, когда появились первые деньги невозможно. Но приблизительно 4500 лет назад. На глиняной табличке Междуречья того времени писалось о долге, который необходимо выплатить серебром.
  • Формы денег были различные: каменные, бруски из соли, деньги –перья, раковины и многие другие.
  • Первые монеты – металлические пластинки с рисунком — изготовлены в Малой Азии, в царстве Лидия( современная Турция) около 600 г до н.э.
  • Бумажные деньги впервые стали изготавливать в Китае в 910 году.
  • 1440- Иоганн Гутенберг изобрёл печатный станок для книг. Но скоро его стали использовать для печатания денег
  • 1661- создан первый банк— в Швейцарии.
  • 1768-1769- выпущены первые русские бумажные деньги в правление Екатерины 2.
  • В России Государственный банк был основан в 1860 г.
  • 1950- создана первая кредитная карточка Diners Club
  • 1993- изобретение «цифровых» денег, на основании которых чуть позже появятся смарт-карты.
  • 1995- год великого перелома. Окончательная победа цифровых денег над бумажными (так в США в 1995 году 90 % переводов платежей производилось в электронном виде).
  • 2002 – введение мировой валюты— евро.
  • 2003 – экономист Роберт Мандел, лауреат Нобелевской премии, предсказал, что к 2040 году будет единая валюта ( доллар + евро+ японская йена), и назвал её – дей. Что ж, поживём- увидим.

Да, деньги играют важную роль как в жизни отдельного человека, так и всей страны. Но нельзя превращаться рабов денег. Деньги для человека, а не наоборот. Не нужно забывать об этом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

урок финансовой грамотности «Деньги — зачем они нужны»
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

урок в 6 классе «Деньги зачем они нужны»

Скачать:

Вложение Размер
urok_finansovoy_gramotnosti.docx 27.45 КБ
urok_finansovoy_gramotnosti.pptx 1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок финансовой грамотности: «Деньги: зачем они нужны»

Прежде, чем мы начнем наше занятие, предлагаю сыграть в игру «Кошелек».

В моем кошельке лежит предметы, предлагаю вам взять по одной.

Выбирают из «Кошелек» один из видов денег (купюра, монета, карточка). Делятся на 4 группы.

Определение темы занятия :

Ребята, посмотрите на салйд.

Вы видите 2 столбца с фразами.

Нам необходимо правильно

Соедините части пословиц и объясните их смысл.

1. Береги хлеб для еды,

A. а глядит рублём.

2. Гроша не стоит,

B. да разума мало.

C. а имей сто друзей.

4. Не имей сто рублей,

D. куда хочешь, туда и день.

5. Три деньги в день

E. а деньги для беды.

  • Какое понятие объединяет эти пословицы и поговорки?
  • О чем, как вы думаете, пойдет речь сегодня на нашем уроке?

Тема занятия — «ДЕНЬГИ»

  • Какие вопросы вы могли бы задать к теме занятия?

Ставят вопросы к теме, анализируют пословицы и формулируют цели и задачи занятия.

Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками.

Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем.

А кто может сказать, что же такое деньги.

Отвечают на вопросы

Том Сойер, герой книги Марка Твена, должен был по приказу своей тети Полли красить забор. Он очень не хотел работать и сумел представить своим приятелям это дело как уникальное развлечение, за которое каждый из них заплатил. К полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши. У него оказалось 12 алебастровых шариков, обломок гуделки, осколок синей бутылки, пушка, сделанная из катушек для ниток.

  • Можно ли считать, полученные Томом предметы деньгами.
  • Сформулируйте определение понятия «деньги».

На слайде мультимедийной презентации показывается определение понятия «деньги» с пропусками слов.

Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары.

А всегда ли были такие деньги, что и сейчас?

Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.

У вас на столах лежит материал, у каждой группы своя история.

Пожалуйста прочитайте и по одному представителю от группы выйдете к доске и расскажите какие деньги были у разных народов.

Самостоятельно прочитать текст, найти упоминания предметов, служивших у разных народов деньгами, рассказать у доски о них одноклассникам, прикрепить их изображение к карте.
Учащиеся получают раздаточный материал.

Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились.

Поэтому их называли товарные деньги.

Однако выменять напрямую всё, что человеку нужно,очень сложно.

Для этого надо найти желающего отдать нужный тебе товар за то, что ты изготовил сам. Меняться на основе прямого взаимства — дело долгое и трудное. Совсем непросто выстроить такую цепочку участников обмена, чтобы обмен «сошёлся» и каждый получил желаемое в обмен на своё.

А теперь давайте проверим удобно ли было меняться разные товары на предметы, чтобы их получить.

Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. (Слайд №3).

Вы делитесь на 4 группы:

У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки.

Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.

У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех;

у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, соль;

у охотников: меха, шерсть и кожа;

им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло;

у крестьян: зерно, растительное масло, им надо: соль, топор и нож, ткани и т.д.)

ребята пытаются совершить обмен.

– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. Что можно было обенять на любой товар и не использовать целую цепочку и ценить время.

Какой товар стал играть роль денег.

Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами,

  • как относительно высокая собственная стоимость , связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства.
  • Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами.
  • Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди.

А какие формы денег нам извечтны сейчас?

Обсудите в парах, какие ещё формы денег существуют в современном мире?

Фронтальная беседа – смотрят на то что досталось в игре «кошелек».

А теперь обратимся к табличке – свойства денег:

Определить с помощью плюсов и минусов , обладает ли данный товар свойтсвами необходимыми деньгам.

Эксперимент 1 «Покупки в магазине» ( ситуация для выводов )

Мы отправились в продуктовый магазин, набрали полную корзину необходимых продуктов питания и решили не платить за них. На выходе из торгового зала нас остановил охранник и потребовал оплатить покупки, иначе, это считалось бы нарушением. Мы заплатили за товар деньги. Этот эксперимент мы повторили и в хозяйственном отделе магазина, и в аптеке. Чтобы получить товар нам приходилось платить за него деньги.

Вывод: без денег человек не может приобретать необходимые для жизни продукты и вещи.

Всё ли можно купить за деньги?

всё ли можно купить за деньги?

Вывод: наблюдения доказывают — не всё, что необходимо человеку для полноценной жизни можно купить за деньги.

(Описание, эскиз идеальных денег, справка с указанием основных достоинств и недостатков предлагаемых денег и т. д.)

Дети оценивают результаты своей деятельности

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

З анятие по формированию финансовой грамотности у детей 5-7 класса

1 Береги хлеб для еды, А а глядит рублём. 2 Гроша не стоит, Б да разума мало. 3 Денег много В а имей сто друзей. 4 Не имей сто рублей, Г куда хочешь, туда и день. 5 Три деньги в день Д а деньги для беды.

Тема нашего занятия:

На какие бы вопросы вы хотели получить ответы? Что такое деньги? Какие бывают деньги? Как появились деньги? Для чего нужны деньги?

Что такое деньги?

Что такое деньги? ДЕНЬГИ – особый _________, который принимается всеми в _________ на любые другие товары.

Задание 1. Прочитайте текст, найдите упоминания предметов, служивших у разных народов деньгами, 2. Расскажите у доски одноклассникам о них, 3. Прикрепите изображение товарных денег

ЯРМАРКА Купцы Ремесленники Охотники Крестьяне

Виды денег Свойства товаров, используемых в качестве денег Можно долго хранить Легко перемещать Занимает мало места Делится на мелкие части Нельзя подделать Многим нужен товарные деньги золото и серебро бумажные деньги Электронные деньги

Виды денег Свойства товаров, используемых в качестве денег Можно долго хранить Легко перемещать Занимает мало места Делится на мелкие части Нельзя подделать Многим нужен товарные деньги — — — — — + золото и серебро + — — + — + бумажные деньги + + + _ — + Электронные деньги + + + + + +

Зачем нужны деньги Ситуация: Мы отправились в продуктовый магазин, набрали полную корзину необходимых продуктов питания и решили не платить за них. На выходе из торгового зала нас остановил охранник и потребовал оплатить покупки, иначе, это считалось бы нарушением. Мы заплатили за товар деньги. Этот эксперимент мы повторили и в хозяйственном магазине, и в аптеке. Чтобы получить товар нам приходилось платить за него деньги.

Проект «ИДЕАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ» Описание; Эскиз; Справка с указанием основных достоинств и недостатков предлагаемых денег и т.д.

Подведение итогов: Вы сегодня большие молодцы! Потому что вместе, мы ответили на все поставленные вопросы в начале занятия. Спасибо за работу.

Источник