Меню

Можно ли подбирать деньги по исламу



Можно ли подбирать деньги по исламу

Вопрос: Ассалям алейкум! Что делатьс вещью или деньгами, которые нашел на улице? Можно ли найденную вещь взять себе? В народе бытует мнение, согласно которому, после трехкратного публичного вопроса (оповещения), можно оставлять себе, если владелец не найден. Так ли это? Шырынхан.

Вопрос: Ассалямалейкум! Как я должен поступить, если найду деньги или ценные вещи? Если найдется владелец, конечно, я верну ему, а если не найдется? Должен ли сохранить эти ценные вещи, в надежде, что найдется владелец? И сколько нужно ждать? Албаров Мадияр.

Ва алейкум ассалям ва рахматулляхи ва баракятух!

Найденная вещь является для вас аманатом ( Аманат – материальные ценности или наказ, доверенный на хранение. Здесь: вещь, данная на хранение ). Поэтому следует постараться найти владельца. Публичное оповещение практиковалось в давние времена, в особенности на рынках, базарах, в мечетях, то есть местах скопления людей. Сейчас оповещать можно с помощью СМИ -телевидения, радио, газет. А также путем распространения информации в социальных сетях или обратиться в «бюро находок»..

Если же за определенное время, достаточное для того, чтобы владелец откликнулся, найти его так и не удалось, то нашедший пропажу, если является нуждающимся может воспользоваться деньгами в своих целях. Материально обеспеченный же человек должен отдать нуждающимся [1].

Отметим, что для оповещению подлежат вещи, пропажа которых несут ощутимый урон владельцу. Если же найденная вещь особой ценности не представляет, то оповещать не нужно [2].

Кроме того, в случае нахождения ценных вещей, желательно чтобы был свидетель, который сможет подтвердить объем, количество найденного[3]. Если вдруг вас обвинят несправедливо, то слова свидетеля послужат в суде для вас доказательством.

[1] аль-Кәсәни, Бадаиг: 2/326-337 стр.
[2] аль-Майдани, Лубаб – 2/208 стр;
По определению имама Абу Ханифы, «Если найденные деньги (вещь) не меньше 100 дирхамов (1 дирхам -3,2 грамма серебра, то есть 320 грамм, 1 грамм стоит 132 тенге, следовательно не менее 42240 тенге), то нашедший пропажу должен оповестить о пропаже и стараться найти владельца целый год.Если же пропажа составляет от 11 до 100 дирхамов (примерно от 4650 до 42240 тенге), то срок оповещения составляет один месяц, 10 дирхамов (примерно 4224 тенге) – одна неделя, 3 дирхама (примерно 1270 тенге) – три дня, 1 дирхам (примерно 422 тенге) – 1 один». Таким образом показано, что срок оповещения зависит от суммы найденных денег или вещей. (Масули, Ихтияр – 2/491 стр). Однако объем может изменяться в зависмости от времени (эпохи).
[3] Абу Давуд, Луката, 1709 хадис.

Источник

Что нужно делать с найденными чужими вещами согласно шариату?

Вопрос:

Как мусульманин должен поступить, если он нашел на улице (или еще в каком-то месте) деньги или иные вещи (ключи, часы, телефон, ювелирные изделия и тому подобное?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Если человек нашел на дороге, улице или в публичном месте какую-то вещь, ему запрещено брать ее, чтобы оставить себе. Подобным образом, если у него дома были гости, и после ухода гостей он обнаружил, что кто-то оставил у него свои вещи, ему запрещено оставлять это имущество себе. Если человек поднимает потерянную вещь, он должен делать это с намерением найти ее владельца и вернуть ему его имущество.

Если человек находит чью-то вещь и оставляет ее там, где нашел, не трогая ее, на нем не будет греха. Однако, если есть опасность, что если он не возьмет ее, кто-то другой может забрать ее и присвоить, на нем лежит обязанность (ваджиб) поднять эту вещь и отдать владельцу.

Как только человек дотрагивается до потерянной вещи, он становится ответственным за поиск ее хозяина. Если он поднимает эту вещь и возвращает обратно на то же место, где он нашел ее, или забирает ее с того места, не пытаясь найти ее хозяина, на нем будет грех, независимо от того, нашел он эту вещь в безопасном месте (где нет опасности, что кто-то другой заберет ее) или он нашел ее там, где ее может взять кто-то еще. Иными словами, как только человек трогает или берет в руки чужое имущество, он уже не может положить его обратно на то же место, он отвечает на него и должен найти его владельца.

Как только человек находит чужое имущество, он должен приложить все усилия, чтобы найти его хозяина (он может развесить объявления во всех общественных местах, сделать объявление устно, обратиться в СМИ и т.д.). В объявлении должно быть указано, что он нашел такой-то предмет в таком-то месте, чтобы хозяин мог забрать его. Однако не следует подробно описывать, какую вещь он нашел, чтобы этим не воспользовались нечестные люди. Он может дать общее описание: к примеру, сказать, что он нашел кошелек, ювелирное изделие, телефон. Если какой-то человек будет утверждать, что это его имущество, он будет должен четко описать свою вещь, чтобы можно быть проверить, действительно ли он хозяин этой вещи.

Если человек активно занимается поисками хозяина имущества, но не находит владельца, и нет надежды, что он найдется, то ему следует отдать это имущество на благотворительные цели. Если он беден, он может забрать эту вещь себе. Если после того, как человек отдаст потерянное имущество на благотворительность, но вдруг объявится ее владелец, нужно будет дать ему компенсацию за потерянную вещь. Если владелец удовлетворится тем, что его имущество отдали на благотворительные цели, ему будет за это награда иншаАллах (1).

А Аллах знает лучше.

Аршад Али, студент Даруль-Ифтаа, Тринидад,

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

[1] Бехишти Зевар (Райские узоры)

المحيط البرهاني في الفقه النعماني (5/ 433)

يجب أن يعلم بأن التقاط اللقطة على نوعين: نوع من ذلك يفترض وهو ما إذا خاف ضياعها، ونوع من ذلك لا يفترض وهو ما إذا لم يخف ضياعها ذلك ينافي أخذها، أجمع عليه العلماء، فاختلفوا فيما بينهم أن الترك أفضل أو الرفع، ظاهر مذهب أصحابنا أن الرفع أفضل؛ لأنه لو لم يرفع هو ربما تصل إليها يد خائنة، وبعض المتقدمين قالوا: الترك أفضل؛ لأن صاحبها يطلبها في المكان الذي سقطت منه، فإذا تركها وصل إليها يد المالك، ومن العلماء من قال: إن كان….. …. يأمن على نفسه الخيانة، فالرفع أفضل، وإن كان فاسقاً لا يأمن على نفسه الخيانة فالترك أفضل، ثم ما يجده الرجل……… …. أن صاحبه لا يطلبه كالنورة في مواضع مختلفة، وكقشور الرمان في مواضع متفرقة، وفي هذا الوجه له أن يأخذها وينتفع بها……………. وجدها في يده بعدما جمعها، فله أن يأخذها، ولا يصير ملكاً للآخذ، هكذا ذكر شيخ الإسلام خواهر زاده، وشمس الأئمة السرخسي في شرح كتاب اللقطة وهكذا ذكر القدوري في «شرحه» في المسائل المنثورة من «كتاب الحظر» والإباحة

Читайте также:  Сколько денег можно вывозить из эстонии

الفتاوى الهندية — ط. دار الفكر (2/ 289)

كِتَابُ اللُّقَطَةِ هِيَ مَالٌ يُوجَدُ في الطَّرِيقِ وَلَا يُعْرَفُ له مَالِكٌ بِعَيْنِهِ كَذَا في الْكَافِي الْتِقَاطُ اللُّقَطَةِ على نَوْعَيْنِ نَوْعٌ من ذلك يُفْتَرَضُ وهو ما إذَا خَافَ ضَيَاعَهَا وَنَوْعٌ من ذلك لَا يُفْتَرَضُ وهو ما إذَا لم يَخَفْ ضَيَاعَهَا وَلَكِنْ يُبَاحُ أَخْذُهَا أَجْمَعَ عليه الْعُلَمَاءُ وَاخْتَلَفُوا فِيمَا بَيْنَهُمْ أَنَّ التَّرْكَ أَفْضَلُ أو الرَّفْعَ ظَاهِرُ مَذْهَبِ أَصْحَابِنَا رَحِمَهُمْ اللَّهُ تَعَالَى أَنَّ الرَّفْعَ أَفْضَلُ كَذَا في الْمُحِيطِ سَوَاءٌ كانت اللُّقَطَةُ دَرَاهِمَ أو دَنَانِيرَ أو عُرُوضًا أو شَاةً أو حِمَارًا أو بَغْلًا أو فَرَسًا أو إبِلًا وَهَذَا إذَا كان في الصَّحْرَاءِ فَإِنْ كان في الْقَرْيَةِ فَتَرْكُ الدَّابَّةِ أَفْضَلُ وإذا رَفَعَ اللُّقْطَةَ يُعَرِّفُهَا فيقول الْتَقَطْتُ لُقَطَةً أو وَجَدْتُ ضَالَّةً أو عِنْدِي شَيْءٌ فَمَنْ سَمِعْتُمُوهُ يَطْلُبُ دُلُّوهُ عَلَيَّ كَذَا في فَتَاوَى قَاضِي خَانْ وَيُعَرِّفُ الْمُلْتَقِطُ اللُّقَطَةَ في الْأَسْوَاقِ وَالشَّوَارِعِ مُدَّةً يَغْلِبُ على ظَنِّهِ أَنَّ صَاحِبَهَا لَا يَطْلُبُهَا بَعْدَ ذلك هو الصَّحِيحُ كَذَا في مَجْمَعِ الْبَحْرَيْنِ وَلُقَطَةُ الْحِلِّ وَالْحَرَمِ سَوَاءٌ كَذَا في خِزَانَةِ الْمُفْتِينَ ثُمَّ بَعْدَ تَعْرِيفِ الْمُدَّةِ الْمَذْكُورَةِ الْمُلْتَقِطُ مُخَيَّرٌ بين أَنْ يَحْفَظَهَا حِسْبَةً وَبَيْنَ أَنْ يَتَصَدَّقَ بها فَإِنْ جاء صَاحِبُهَا فَأَمْضَى الصَّدَقَةَ يَكُونُ له ثَوَابُهَا

Источник

Как следует поступать с найденными деньгами с точки зрения Ислама?

Нашли деньги? Что делать:

Найдя где-нибудь деньги или иные ценные вещи, можно либо пройти мимо, не поднимая их, или же, подобрав их, необходимо хранить их и искать хозяина. Если человек пройдет мимо, не подобрав их, то он не будет нести ни малейшей ответственности. Но если подберет найденное, то в этом случае будет необходимо сделать следующее:

Подобрав что-то на улице, необходимо сразу же найти свидетелей, сказав: «Я нашел столько-то денег или такую-то вещь. Эту вещь я взял себе с намерением найти ее хозяина. Вот мое имя, фамилия и адрес, пусть собственник придет ко мне и заберет ее, а вы будьте свидетелями».

Затем в течение года необходимо искать хозяина найденных вещей, постоянно давая объявление о находке. Если в течение этого времени хозяин объявится, то найденная вещь или деньги должны быть возвращены ему. Если же хозяин так и не объявится, то найденные деньги или вещи жертвуются на нужды неимущих в присутствии свидетелей.

Принимая во внимание ответственность, не следует так легко подбирать то, что потеряно другим человеком. А если уж вещь была подобрана, то необходимо выполнить все связанные с этим обязанности. Если простые вещи и не требуют выжидания в течение года, то найдя что-то, что имеет материальную ценность, необходимо в течение года искать хозяина, давая объявление, и если он не будет найден, то эту вещь следует пожертвовать на благие цели.

Источник

Все о деньгах с точки зрения ислама

Многое в нашей жизни заточено на деньгах, с денежными вопросами мы имеем дело на ежедневной основе. Вот что Коран и сунна Посланника Аллаха (мир ему) говорит о вопросах, связанных с деньгами:

Ростовщичество – предоставление денег в долг под проценты (в рост)

Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников ( 2: 276).

В Ночь Мирадж увидел Пророк (мир ему и благословение Аллаха) человека, который купается в речке из крови и глотает камни. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил, кто это? Джабраил ответил, что это тот, кто кушает от ростовщичества (риба).

Посланник Аллаха говорил: «В ночь, когда я вознесся на небо, я столкнулся с людьми, животы которых были как дома, полные змей, и их можно было увидеть снаружи. Я спросил Джабраиля, кто эти люди, и он ответил, что это те, кто совершал Риба».

«Риба (ростовщичество) имеет семьдесят врат наказаний, и самое лёгкое подобно совершению прелюбодеяния с родной матерью…»

Каждому человеку Мы определили близких, которые наследуют из того, что оставили родители и ближайшие родственники. Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю. Воистину, Аллах — Свидетель всякой вещи (4:33)

Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел (4:7).

«Коль будете трудиться, уповая на Аллаха, Он накормит вас; посмотрите, как Он кормит птиц, которые вылетают из гнезд на рассвете, а вечером возвращаются сытые».

Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что Судный День настанет тогда, когда люди перестанут беспокоиться каким образом они зарабатывают деньги.

В хадисе сказано, что человек, который взращён на неправедном заработке не войдет в рай.

«В Судный день честный, правдивый торговец будет вместе с Пророками, святыми и праведниками».

«После тяжких грехов самым большим является оставление после своей смерти долг».

«Аллах проклял тех, кто берет риба, дает ее, записывает ее и выступает свидетелем в этом».

«У лихоимства есть семьдесят три формы, самая легкая из которых подобна кровосмешению человека с собственной матерью. А самым тяжким лихоимством является покушение на честь мусульманина».

«Если вы станете продавать товар в кредит и выкупать его обратно за меньшую плату, держаться за коровьи хвосты, довольствоваться земледелием и перестанете сражаться на пути Аллаха, то Аллах обречет вас на унижения до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии».

Богатые и бедные

Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это — тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка (107: 1-3).
«Тот, кто заботится о вдове и о бедных людях, подобен воину на пути Аллаха, или подобен тому, который постится днем и выстаивает ночь (на намазе)».

О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха. Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями (9:34).

«Семерых Аллах укроет в Его тени в день, когда будет одна-единственная тень: (в их числе) мужчина, поднесший милостыню тайком, так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…»

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню (с иманом), он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (сура «аль-Хадид», аят 18).

Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители — братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу (17:26-27).

Сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) сказал, что каждый день два ангела спускаются с неба и один из них говорит: «О Аллах! Возмести каждому, кто расходует на твоем пути», а другой говорит: «О Аллах! Обедни скупого».

Худшее, что есть в мужчине – это беспокойная скупость и сильная трусость.

Читайте также:  Сколько нужно денег для открытия фитнес клуба

Пророк (мир ему) сказал: «Два качества, которые не могут совместится с верующим: это скупость и плохой нрав».

«Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком в День воскресения, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным».

Умеренность в милостыне

Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным (17:29).

Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями (25:67).

«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (2:188).

«Богатство – это не обилие имущества. Однако истинное богатство – это богатство души (довольство)».

Источник

Исламский форум

Знание прежде всего

Принятие имущества, зарабатанного на хараме

Принятие имущества, зарабатанного на хараме

Сообщение A’mash » 03 авг 2008, 20:44

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Можно ли брать имущество у того, кто зарабатывает на запретном?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Данный вопрос интересует многих мусульман, особенно тех, кто находится на содержании родителей, зарабатывающих недозволенным путем. И как это ни печально, но упомянутое является проблемой многих мусульман в наши дни. Да поможет и облегчит им Аллах!

Нет никакого сомнения в том, что мусульманин обязан прилагать все усилия, чтобы употреблять в пищу дозволенное.
Зайд ибн Аркъам рассказывал: “У Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) был один раб, который договорился с ним, что он будет выкупать себя. И каждый раз, когда он приносил что-либо, Абу Бакр спрашивал его: “Откуда это?” И если ответ его удовлетворял, то он это ел, а если нет, то оставлял. И в один из дней, когда Абу Бакр постился, этот раб принес еду. Абу Бакр взял кусок из этой еды и съел его, забыв спросить его о ней. После этого он спросил его: “Откуда это?” Тот ответил: “Я во времена невежества (джахилии) нагадал как прорицатель, но я не являлся им на самом деле, я просто обманул, и мне отдали плату”. Абу Бакр сказал: “Скверно то, что ты совершил, ты чуть не погубил меня!” После чего он попытался вырвать то, что съел, но не смог. Ему сказали, что оно выйдет с водой. После чего он стал пить воду и вырывать. И он вырвал все, что было у него в желудке. А когда ему сказали: “Неужели ты сделал все это из-за одного кусочка?!”, он ответил: “Если бы это не вышло из меня, кроме как с моей душой, я все равно бы вырвал это! Поистине, я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любое тело, которое вскормлено запретным больше всего заслуживает Огня!»” Абу Ну’айм 1/31, аль-Байхакъи 5760. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4519.

Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустури говорил: “Спасение в трёх вещах:
1. В употреблении в пищу дозволенного.
2. В выполнении обязательств, возложенных Аллахом.
3. И в следовании за Пророком (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/208.

Что касается вопроса, можно ли принимать угощение, подарок, деньги и т.п. от того, чьё имущество является запретным полностью или же смешанным так, что часть заработка халяль, а часть харам, или большая часть харам, а меньшая халяль или наоборот, то касательно всех этих положений были разногласия среди учёных. Например, передавая мнения ханбалитского мазхаба по этому вопросу, Ибн Муфлих, относительно одного из них сказал: “Четвёртое мнение: это (кушать из имущества того, кто зарабатывает запретным путём) вообще не является запретным, независимо от того, много харамного имущества у человека или мало, однако это нежелательно”. См. «аль-Фуру’» 2/660.
Сказал шафиит ас-Суюты: “Взаимоотношения (торговые) с тем, у кого большинство имущества харам, если точно неизвестно, какое именно харам, не является запретным по более правильному мнению, но это нежелательно”. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 75.
Хафиз Ибн Раджаб в своей известной книге “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” (137-138) приводил касательно этого вопроса множество слов саляфов и их разногласия на этот счёт.

Группа учёных, дозволявшая принимать подарок или же брать деньги от того, чье имущество приобретено запретным способом, говорила, что это имущество является харамным именно для того, кто приобрел его запретным способом, но не для других.
Из числа доводов этого мнения:
Всевышний Аллах сказал о иудеях: «Выслушивающие ложь и пожирающие запретное» (аль-Маида 5: 42)
Всевышний Аллах также сказал: «За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей» (ан-Ниса 4: 160-161).
Эти аяты ясно указывают на то, что имущество иудеев было запретным. Но тем не менее достоверно известно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) занимался с ними торгово-финансовыми делами, брал у них в долг и принимал подарки, как он принял баранину, которую подала ему иудейка во время похода на Хайбар, отравив эту баранину.

Сообщается, что во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), сборщики джизьи стали взимать этот налог свиньями и вином, тогда Биляль (да будет доволен им Аллах) пришел к ‘Умару и сказал: “Поистине, твои люди берут свиней и вино!” После этого ‘Умар сказал сборщикам: “Не берите этого у людей Писания! Повелевайте им продавать это и берите с них джизью деньгами!” Абу ‘Убайд в “аль-Амуаль” 53. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия подтвердил достоверность. См. “Маджму’уль-фатауа” 29/265.

Зирр ибн ‘Абдуллах рассказывал: “Однажды пришел к Ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах) человек и сказал: «У меня есть сосед, который пожирает ростовщичество, и он все время меня зовет в гости». На это Ибн Мас’уд сказал: «Его угощение для тебя, а грех на нем»”. ‘Абду-р-Раззакъ 8/150. Имам Ахмад и хафиз Ибн Раджаб подтвердили достоверность этого сообщения. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 1/201.

Также сообщается, что Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) сказал: “Если у тебя есть друг или сосед или родственник, зарабатывающий на запретном, который даст тебе подарок или же позовет к себе покушать, то прими это. Поистине, его угощение для тебя, а грех на нем”. ‘Абду-р-Раззакъ 8/150.

Когда аль-Хасана аль-Басри спросили: «Можно ли есть еду ростовщика?», он ответил: “Аллах сообщил вам о том, что христиане и иудеи пожирают ростовщичество, и все равно дозволил вам их пищу!” ‘Абду-р-Раззакъ 8/151.

Читайте также:  Geometry dash андроид мод много денег

Мансур рассказывал: “Я сказал Ибрахиму (ан-Наха’и): «Я остановился у сборщика налогов, и он дал мне подарок». Ибрахим сказал: «Бери». Я спросил: «А у ростовщика?» Он сказал: «Бери, если только ты не станешь ему велеть и оказывать помощь»”. ‘Абду-р-Раззакъ 8/151.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Некоторые из тех, кто дозволял иметь какие-то взаимные дела с тем, чьё имущество смешалось с запретом, в качестве довода опирались на Слова Аллаха, который упомянув иудеев, сказал: «Выслушивающие ложь и пожирающие запретное» (5:42). А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) тем не менее оставлял свою кольчугу в качестве залога у иудея. Также они опирались в качестве довода на то, что сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принимали подарки от этих людей”. См. “аль-Аусат” 10/464.

Хафиз ан-Науауи привёл слова аль-Гъаззали, который говоря о том, что делать покаявшемуся за запретное имущество, сказал: “Если он выплатит это нуждающимся, то не будет это харамом для бедняка, напротив, будет халялем и благим”. Процитировав эти и другие слова аль-Газзали касательно данной темы, ан-Науауи сказал: “То, что сказал аль-Гъаззали касательно этого раздела, также упоминали и другие наши сторонники (шафииты), и это так, как они сказали. И аль-Газзали передал это также от Му’ауии ибн Аби Суфьяна и других саляфов, а также от Ахмада ибн Ханбаля, Хариса аль-Мухасаби и других из числа набожных людей. Ведь нельзя уничтожать это (харамное) имущество и выбрасывать его в море. И не остаётся ничего, кроме как потратить это на пользу мусульманам”. См. «аль-Маджму’» 9/428.

Говорит имам Ибн аль-Къайим относительно имущества, которое заработала прелюбодейка на прелюбодеянии: “Путь избавления от этих денег и полноценное покаяние состоит в том, чтобы раздать это в качестве пожертвования”. См. “Задуль-ма’ад” 5/579.

Спросили учёных Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом: «Каково постановление Ислама касательно работы человека в государстве, при том, что все мы знаем, что большая часть государственного имущества состоит из харама, накопленного от ростовщичества и вина. Является ли эта работа дозволенной?»
Они ответили: “Нет проблем в том, чтобы работать в не мусульманском государстве, если сама работа не является ослушанием Аллаха и помощью в грехе. И нет проблем получать свою зарплату с казны, где деньги являются смешанными”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 5488.

Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о совершении Хаджа на деньги, которые дал ростовщик, владеющий банком, шейх ответил: “Нет проблем на человеке, которому дал садакъа кто-то из ростовщиков, чтобы он совершил Хадж на эти деньги. Как и нет проблем на нём принять от него то, что он подарил, потому что грех ростовщичества на том, кто зарабатывает этим. А что касается дозволенности того, что взято шариатским путем, как подарок или садакъа, то довод этому является то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принимал подарки от иудеев, кушал их еду, покупал у них, несмотря на то, что иудеи занимались ростовщичеством и пожирали запретное, как это было известно. Конечно, если скажем, кто-то своровал овцу и подарил её тебе, то тут мы запрещаем брать её, поскольку ты знаешь, что эта овца не является его имуществом. Однако, если он зарабатывает на ростовщичестве, то грех на нем, а для того, кто взял у него это имущество шариатским путем, оно дозволено”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 21/105.
Также, когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о семье, чей отец работает в банке, как быть с едой, что он покупает и имуществом, которое он на них тратит?, — он ответил, что его семья совершает это всё по праву, а грех на отце, который зарабатывает греховным способом, и сказал, что на семье нет греха! См. «аль-Ликъа аш-шахрий» 45, вопрос № 16.

Необходимо отметить, что касательно запретного вида имущества есть два положения:
Первое, когда запретное имущество приобретено по обоюдному согласию, как: выиграно азартным путём, заработанное ростовщичеством, продажей запретного и т.п. Касательно принятия такого имущества есть разногласия среди имамов, и выше об этом уже упоминалось.
Второе, когда имущество является запретным и приобретено вероломным путём, как: украдено, отобрано силой и т.п. Касательно однозначной запретности этого имущества нет сомнения, и это то, о чём упоминал выше шейх Ибн ‘Усаймин. И такое имущество нельзя ни принимать в качестве подарка, ни даже перекупать. А если оно попало тебе в руки, это необходимо вернуть истинному хозяину или его наследникам.
Довод этому известный хадис, в котором сообщается, что когда аль-Мугъира ибн Шу’ба убил людей, которые были его спутниками, и забрал их имущество, а потом явился в Медину и принял Ислам, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Что касается твоего Ислама, то я принимаю его, что же касается имущества, то я не имею к нему никакого отношения». аль-Бухари 2731.
Имам ас-Сархаси сказал: “Если мусульманин вошел на земли неверных с их дозволения, то ему нельзя проявлять по отношению к ним вероломство. И если он все же проявит к ним вероломство и присвоит себе их имущество, после чего его выгонят в исламскую страну, то порицается для мусульманина покупать у этого человека что-либо, если он знает, что приобретено это скверным путем!” См. “аль-Мабсут” 10/96.
Таким образом, есть разница, между тем, кто зарабатывает греховно, поскольку его грех между ним и Аллахом, и тем, кто украл или отобрал что-то, поскольку его грех затронул и третью сторону.

Необходимо отметить, что тот, кто покаялся за запретное имущество и решил избавиться от него, тот не должен иметь намерение получить награду в качестве садакъа, ибо Всевышний Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. Более того, в хадисе со слов Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ты выплатил закят, то выполнил то, чем обязан! А тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садакъа), не получит за это никакой награды, а еще понесёт за это бремя греха». Ибн Хузайма 4/110, Ибн Хиббан 3367. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” № 752, “Тахкыкъ Джами’ аль-‘улюм” 1/264.

А Аллаху ведомо обо всём лучше.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Настанут для людей времена, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является приобретаемое им имущество». аль-Бухари 2059.

Прошу Всевышнего Аллаха сделать нас из числа тех, кто будет вкушать благое и приобретать дозволенное!

Источник