Меню

Можно ли за добро расплатиться деньгами сочинение моченые яблоки



Урок по рассказу В. Солоухина «Моченые яблоки»
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Материал данного урока позволяет реализовать программу по духовно-нравственному воспитанию. Проведен он в 9 классе. По учебно-методическому пособию под редакцией Кутузова в программе он не предусмотрен, поэтому запланирован на уроках внеклассного чтения. На уроке шла речь об активной жизненной позиции ученика, о проблеме выбора, который всегда стоит перед человеком. Привлекался материал по стихотворению Н. Рубцова «Русский огонек», песня В. Высоцкого «Колея» и дан обзор книги современной писательницы Д. Рубиной «Высокая вода венецианцев».

Скачать:

Вложение Размер
chelovek_opredelyaetsya_tem.doc 128.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Человек определяется тем, каков он есть наедине со своей совестью»

(Урок-диалог по рассказу В. Солоухина «Моченые яблоки»).

-Как темно! – скажет кто-нибудь.

И другой ему отвечает, поднимая голову:

— Темно? Значит, скоро будет светать.

Тип урока : диалог

Вид урока : практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, групповая, фронтальная и др.

Донести до учащихся нравственный смысл рассказа В. Солоухина «Моченые яблоки»;

Продолжить работу по формированию у учащихся сочувствия, сопереживания над страницами произведений;

Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа В. Солоухина

Развивающий аспект: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся.

Воспитательный аспект: формировать гуманное отношение к близким людям; содействовать развитию умения общаться между собой;

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности;

совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к поступкам героев рассказа; активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

— индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения литературе

определяются через формирование коммуникативной компетенции :

— воспитать читателя, способного вникать в психологию героев, соотносить прочитанное с реальной жизнью;

— продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать этический текст небольшого объема, используя стратегию «Чтение с остановками».

— понимать читаемый текст,

— определять тему и основную мысль текста,

— формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

— аргументировать свою точку зрения,

— строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

— отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

— соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Комплексная работа с текстом художественного произведения использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

— лингвистическая компетенция , т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

— языковая компетенция , т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

— коммуникативная компетенция , т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

— интеллектуальная компетентность , т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.

  1. Помочь ученикам увидеть в произведении прошлого общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель;
  2. Актуализировать и систематизировать теоретические знания по композиции произведения;
  3. Исследовать нравственный потенциал рассказа В. Солоухина «Моченые яблоки»;
  4. Помочь ученикам ощутить, что переживания героев рассказа помогают углубить понимание людей (в том числе и самих себя).

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ :

Чтение вслух учителем самых эмоциональных, волнующих страниц;

Определение композиции рассказа «Моченые яблоки»;

Определение лексического значения слов;

Определение проблемы рассказа «Моченые яблоки»;

Постановка вопросов по определению позиций учащихся по значимым проблемам рассказа;

Определение выбора пути героев в литературе и выбор пути учащихся;

Приближение урока литературы к жизни.

  1. по характеру познавательной деятельности учащихся : репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  2. по степени активности учащихся : продуктивные, творческие;
  3. по источнику знаний : словесные, практические;
  4. стимулирования и мотивации : познавательные, эмоциональные;
  5. интеллектуальны е: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  6. контроля и самоконтроля : устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
  7. по организации деятельности : индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

углубление знаний учащихся о литературе как виде искусства, которая является отражением нашей жизни

Тексты произведений, слайдовая презентация, медиапроектор, выставка книг и рисунков, литературная газета; эпиграф к уроку, задания, раздаточный материал.

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто « Здравствуйте», больше ведь мы

ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Отчего же на капельку счастья

Отчего же на капельку радостней

– Здравствуйте! – был ведь когда-то

Мы его в городах потеряли.

– Здравствуйте! – был ведь, был ведь

Поклониться друг другу при встрече

(Хотя вы совсем незнакомы)

И – «здравствуйте!» тихо сказать.

«Здравствуйте!» — то есть будьте в

Это главное в жизни.

Я вам главного, лучшего в жизни желаю.

Поклонимся ж друг другу при встрече

И тропинку друг другу уступим

(Если даже там снег,

Если даже там грязь по колено).

Что могу вам это сказать!

Этими словами, друзья мои, я хочу пригласить вас принять участие в уроке — диалоге «Человек определяется тем, каков он есть наедине со своей совестью» по рассказу Владимира Солоухина «Моченые яблоки».

Актуализация знаний и фиксация.

Известный римский философ Сенека говорил: ««Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сегодня на уроке, да и в вашей жизни, я бы хотела пожелать всем попутного ветра

У вас было предварительное задание:

— прочитать рассказ В. Солоухина «Моченые яблоки»;

— разобраться в композиции рассказа;

— определить проблему, которую ставит автор в произведении;

— дать толкование словам «нравственность», «совесть», порядочность».

А теперь попробуйте определить, что вы хотели бы узнать по теме нашего урока, а что уже знаете. На партах у вас находится таблица, заполните ее и попытайтесь определить для себя цели урока.

1. Познакомиться с биографией

1. Пересказать содержание рассказа «Моченые яблоки».

2. Разобраться в композиции рассказа.

2. Дать толкование слову «совесть», «порядочность», «нравственность».

3.Понять, как содержание рассказа поможет лучше узнать человека.

3. Сформулировать собственное отношение к происходящим событиям в рассказе.

4. Понять авторскую позицию по затронутой проблеме и сформулировать свое отношение к ней.

4. Определить для себя цели урока.

5. Понять, почему автор назвал так рассказ.

5. Сформулировать проблему рассказа.

Ученики определяют для себя цели урока:

— выяснить смысл названия рассказа;

— понять, почему Серега отказался от денег;

— понять, почему рассказчик смущался предстоящей расплатой

Постановка целей и задач.

Донести до учащихся нравственный смысл рассказа В. Солоухина «Моченые яблоки»

Продолжить работу по формированию у учащихся сочувствия, сопереживания над страницами произведений;

Определить авторскую позицию и средства ее выражения;

Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа В. Солоухина

Обучающие цели: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать этический текст небольшого объема, используя стратегию «Чтение с остановками».

Развивающие цели: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные цели: формировать гуманное отношение к близким людям;

содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

4 этап. Работа с текстом.

У литературы, по словам известного русского писателя 20 века Валентина Распутина, «одна цель – помочь человеку, дохнуть на него при прочтении книги теплом и добром». Теплом и добром веет от многих произведений публициста, прозаика, поэта Владимира Солоухина. Цель нашего урока: понять нравственный смысл рассказа В. Солоухина «Моченые яблоки», попробовать соотнести поступки литературных героев со своими.

Что для этого нам нужно знать?

— знать содержание рассказа, его композицию,

— разобраться в названии рассказа и в поступках героев;

— определить проблему произведения.

Проблемный вопрос нашего урока.

? Понять, какие нравственные уроки несет рассказ В. Солоухина «Моченые яблоки»? Соотнести прочитанное с реальной жизнью.

Представьте себе ситуацию, что писатель оказался у нас в гостях. О чем бы вы его расспросили.

Золотарев Андрей. Презентация по биографии.

Откуда Ваши корни, где было Ваше начало начал. (Ляушина Я.)

Родился 14 июня 1924 года в селе Алепине в сорока верстах от Владимира, на берегу маленькой речки Ворщи, в крестьянской патриархальной семье. Деревенское детство, начальная школа в родном Алепине (сто четырнадцать ребятишек из десятка окрестных деревенек), семилетка в соседнем селе Черкутине, затем Владимирский механический техникум (бывшее Мальцевское училище) и диплом технолога по инструментальному производству. Никто не знает, почему из ста четырнадцати сверстников и сверстниц в начальной школе одного обуяла страсть сочинять стихи.

Когда состоялся Ваш дебют в литературе и с чем? (Галяткина Г.)

«Дождь в степи»- фактически первое стихотворение, опубликованное в «центральной» печати в июне 1946 года. С этим стихотворением поступал в Литературный институт, оно было первым публичным выступлением на большом вечере поэзии в Центральном Доме литераторов в 1947 году. «Дождь в степи» — называлась первая стихотворная книжица в 1953 году.

Это дебют и, так сказать, крещение.

Какие этапы своей жизни Вы считаете важными, значимыми? (Седнев А.)

Говорят, что человек понимает самое главное в жизни, приближаясь к тридцати трём годам. В 1956 году уже известным автором отправляюсь в путешествие — но не за границу, а по родной владимирской земле, и не на машине, а пешком. В старину была традиция — по обету совершать паломничества к святым местам, к известным монастырям и храмам. Паломникам запрещалось ехать — считалось, человеку необходимо потрудиться, чтобы Бог услышал его просьбу. Пошёл пешком: это путешествие было паломничеством к местам, где жили и трудились на земле предки, где складывались те святые традиции, которые помогли русскому народу победить в войне и восстановить страну после страшной разрухи. В пути делаю сорок дневниковых записей, которые легли в основу книги «Владимирские просёлки» (1957). Спустя ещё три года была издана книга «Капля росы» (1960) — портрет села Олепино. Название «Капля росы» имеет глубокий смысл: как в капле росы можно увидеть отражение всего мира, так в жизни одного села можно обнаружить черты, характерные для истории всего народа. Писал свои очерки от первого лица, искренне и честно рассказывая о своих чувствах и переживаниях.

Спасибо, Андрей, за роль, которую ты сыграл на уроке.

К сожалению, сегодня с нами нет этого удивительного писателя, сумевшего понять и раскрыть душу русского человека, но остались его книги. В каждом произведении В. А. Солоухина – его собственная боль, частица его души. Каждое произведение заставляет задумываться о смысле жизни, учит ценить в людях духовность, доброту, умение любить и быть милосердным.

Какое впечатление оставил у вас рассказ В. Солоухина «Моченые яблоки»? Коков сюжет рассказа?

ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ.

1 этап. Определение композиции.

Хочется спросить вас, прежде чем мы обратимся к тексту, бывали ли в вашей жизни ситуации, которые вызывали у вас внутренний конфликт, чувства вины, чувства своего несовершенства?

Почему путь к духовности так важен для человека?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, которые мы уже определили, обратимся к рассказу В. Солоухина «Моченые блоки». Какие сюжетные элементы составляют повествование, какова композиция рассказа?

Композиция — (от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения.

Элементы композиции сюжета:

экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей);

завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета),

кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и

развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета).

Цитата из рассказа.

“…ночь застала меня в пути”.

: “…«газик» даже не дёрнулся хотя на сантиметрик, только ещё глубже и прочнее осел”.

“…я со своей бедой не вызвал никакого интереса…”;

“Ты не думай, что я без корысти”;

“Через пятнадцать минут грузовик поравнялся с местом моего одинокого сидения”;

“На бутылку дашь”;

“В две лопаты с двух сторон дружно мы начали копать землю”;

“…пока мы выиграли у дороги наше маленькое сражение”.

“Давясь словами и покраснев (хорошо, что в темноте), я промямлил, протягивая Серёге бумажку…”

Не возьму. Вместе работали. Убери. А здорово мы её, а?”

2 этап. Нравственная позиция героев.

Задача учителя: помочь ребенку ощутить, что переживания помогают нам лучше понять людей, в том числе и самих себя

В рассказе герой как бы предлагает людям решить нравственную задачу. Ведь и нас с вами жизнь заставляет решать подобные задачи. Прохожий открыто провозглашает корысть как принцип жизни. За реакциями и поступками шофёра Сергея пристально следит автор. Проследим и мы, как в работе проявлялись характер и нравственная позиция Сергея. Какие фразы будут здесь ключевыми?

“Я заметил, что лопата парня не ищет, где помягче, а лезет под диффер в самые жёсткие, в самые трудные места”;

“Я отдал Серёге последнюю из наших трёх лопат…”

“Работа наша ладилась. И чем больше и лучше она спорилась, тем больше я смущался

предстоящему разговору с Сергеем об оплате”.

Автор пишет «… одну из наших лопат», «работа наша ладилась». Что дает ему право сказать «наших»?

Общее дело сблизило их.

А разве всегда так бывает? Как это качество характеризует человека?

Только люди с совестью могут так поступить.

Только нравственный человек мог так отозваться на чужую беду.

Переживания помогают нам лучше понять людей, в том числе и самих себя. Что волнует героя рассказа?

Предстоявший разговор об оплате.

Почему рассказчик смущался предстоящему разговору? Свой ответ подкрепите цитатой из текста.

“Конечно, теперь он работает не ради этой самой непременной бутылки. Тут и самолюбие, и… ну, может быть, не самодисциплина, а нечто врождённое, перешедшее от дела и прадеда, ну… порядочность, что ли. А главное, пожалуй, всё-таки азарт. Во всяком деле он должен быть, а иначе не сделаешь никакого, самого пустякового дела. И порядочность тоже, врождённая … Почти инстинкт.

Давно бы он плюнул не только на одну — и на три бутылки. Не похож ведь на сквалыгу, на жадину, готового радоваться каждому лишнему полтиннику”.

Сергей сломал все лопаты, наваливает камни на свою стёганку, как на носилки, “пока рукава не затрещат”: в работе он не жалеет ни себя, ни своё имущество. Его ждёт жена, но он не может бросить на дороге попавшего в беду человека.

На какие слова автор делает акцент? Как вы их понимаете.

Автор не раз пишет, что Серегу отличает порядочность, врожденная. По-другому он поступить не мог, его так воспитали, он видел пример своих предков. Они тоже приходили на помощь людям. У него есть совесть.

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА порядочность, нравственность «СОВЕСТЬ»

Молодцы! Посмотрите еще раз на тему нашего урока «Человек определяется тем, каков он есть наедине со своей совестью».

Эрнест Хемингуэй писал: «Понять другого – чуть ли не самое большое счастье, а быть понятным другим, — быть может, наиприятнейший и приносящий наибольшее удовлетворение дар любви».

3 этап. Тема выбора в рассказе и русской литературе.

Автор ставит героев перед выбором: поступить так или иначе. Давайте попробуем с вами определить, перед каким выбором стоят герои рассказа?

Источник

Читайте также:  Сколько денег получили наши спортсмены