Меню

Сколько денег давал за себя жилин в рассказе кавказский пленник



Тест по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Инструкция по выполнению теста

Данный тест проверяет знание содержания рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Он состоит из 12 заданий, на каждое из которых предложено по три варианта ответа, правильный из них только один. На выполнение работы отводится 15 минут. Тест разработан в двух вариантах.

11-12 правильных ответов – 5;

9-10 правильных ответов – 4;

7-8 правильных ответов – 3;

6 и менее правильных ответов – 2.

Тест по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1.В какое время года происходит действие произведения?

А) летом, Б) осенью, В) весной;

2.Почему Жилин решил поехать домой?

А) ему написала письмо невеста, Б) захотел отдохнуть, В)решил повидать старуху-мать.

А) «не велик ростом, но удал», Б) с черными глазами, «румяный, бородка маленькая», В) «грузный, толстый, весь красный».

4.Сколько денег давал за себя Жилин?

А) 2000 рублей, Б) 500 рублей, В) 1000 рублей.

5.Что сделал Жилин для Дины?

А) рассказал сказку, Б) смастерил красивую посуду, В) вылепил куклу из глины.

6.Как проводил свое время Костылин?

А) мастерил, Б) ныл и ждал выкупа, В) играл с ребятишками и собакой.

7.Какие качества проявил Жилин в плену?

А) легкомыслие, глупость, Б) трусость, подлость, В) смелость, ответственность,

8.В первый раз побег Жилину не удался, так как

А) Жилин и Костылин не знали окрестностей и заблудились, Б) у Костылина заболели ноги, он не мог дальше идти, а Жилин не бросил товарища, В) не было плана побега,

9.Как наказали беглецов после побега?

А) стали каждый день пытать, Б) посадили в вонючую яму, В) прострелили ногу.

10.Кто помог Жилину сбежать?

А) Абдул-Мурат, Б) Дина, В) старик.

11.Как сложилась судьба Жилина?

А) вернулся домой, Б) остался служить на Кавказе, В) погиб, когда бежал из плена.

12.Что стало с Костылиным?

А) заболел и умер, Б) его выкупили, В) сбежал от татар.

Тест по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

1.Действие рассказа происходит

А) на Кавказе, Б) в Сибири, В) на Дальнем Востоке.

2.Повествование ведется от лица

А) Костылина, Б) Жилина ,В) автора.

3.Кто это: «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»?

А) Жилин, Б) черный татарин, В) Костылин.

4.Как повел себя во время нападения татар Костылин?

А) поскакал в сторону крепости, Б) защищал Жилина, В) сдался татарам .

5.Почему письмо Жилина не могло дойти до его матери?

А) он его не написал, Б) там был указан неверный адрес, В) татары решили его не отправлять.

6.Сколько потребовали денег за Костылина?

А) 2000 рублей, Б) 500 рублей, В) 5000 рублей.

7.Чем занимался Жилин в плену?

А) мастерил кукол и чинил вещи, Б) ухаживал за животными, В) ныл и ждал, когда пришлют выкуп.

8.Как звали татарина, у которого офицеры были в плену?

А) Хажди, Б) Абдул Мурат, В) Урсул-бек.

9.В первый раз побег Жилину не удался, так как

А) Жилин и Костылин не знали окрестностей и заблудились, Б) у Костылина заболели ноги, он не мог дальше идти, а Жилин не бросил товарища, В) не было плана побега.

10.Почему Костылин не попытался бежать во второй раз?

А) ему нравилось жить у татар, Б) повернуться и не было сил, в) испугался.

11.Как Дина помогла Жилину сбежать?

А) Подала шест, Б) принесла веревку, В) принесла лопату, чтобы выкопать лаз.

12.Как сложилась дальнейшая судьба Костылина?

А) умер в плену, Б) его выкупили, В) стал сражаться за татар.

Источник

Тест с ответами: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

I вариант.

1. Когда происходит действие в произведении?
а) летом, +
б) осенью,
в) весной;

2. Где происходит действие?
а) на Кавказе, +
б) в Сибири,
в) на Дальнем Востоке.

3. Из-за чего Жилин решился поехать домой?
а) ему написала письмо невеста,
б) захотел отдохнуть,
в) решил повидать старуху-мать.+

4. Кто повествователь?
а) Костылина,
б) Жилина ,
в) автора.+

5. Какой срок для выкупа дал хозяин Жилину и Костылину?
а) 2 недели,
б) 1 неделю,
в) месяц+

6. Характеристика Жилина:
а) «не велик ростом, но удал», +
б) с черными глазами, «румяный, бородка маленькая»,
в) «грузный, толстый, весь красный».

7. Почему Жилин не сбежал в первый раз?
а) Жилин и Костылин не знали окрестностей и заблудились,
б) у Костылина заболели ноги, он не мог дальше идти, а Жилин не бросил товарища, +
в) не было плана побега.

8. Почему офицеры оказались одни?
а) они поехали вдвоем
б) других всех убили
в) обоз шел медленно, они не хотели ждать;+

9. Сколько денег давал за себя Жилин?
а) 2000 рублей,
б) 500 рублей, +
в) 1000 рублей.

10. Сколько по времени были офицеры в плену?
а) неделю
б) меньше месяца
в) больше месяца;+

11. Что Жилин сделал для Дины?
а) рассказал сказку,
б) смастерил красивую посуду,
в) вылепил куклу из глины.+

12.По какой причине письмо Жилина не могло дойти до его матери?
а) он его не написал,
б) там был указан неверный адрес, +
в) татары решили его не отправлять.

13.Имя татарина, у которого офицеры были в плену:
а) Хажди,
б) Абдул Мурат, +
в) Урсул-бек.

14.Что все время делал Костылин?
а) мастерил,
б) ныл и ждал выкупа, +
в) играл с ребятишками и собакой.

15. Жилин поехал:
а) один
б) с обозом +
в) вдвоем с Костылиным;

16. Какие качества показал Жилин в плену?
а) легкомыслие, глупость,
б) трусость, подлость,
в) смелость, ответственность,+

17. Что во время нападения татар сделал Костылин?
а) поскакал в сторону крепости, +
б) защищал Жилина,
в) сдался татарам .

18. Что сделали с беглецами после побега?
а) стали каждый день пытать,
б) посадили в вонючую яму, +
в) прострелили ногу.

19. Кто помог Жилину сбежать?
а) Абдул-Мурат,
б) Дина, +
в) старик.

20. Где держали пленных?
а) в сарае +
б) в доме
в) в мечети.

II вариант.

1. Почему Костылин не попытался бежать во второй раз?
а) ему нравилось жить у татар,
б) повернуться и не было сил, +
в) испугался.

2. Как сложилась дальнейшая судьба Костылина?
а) умер в плену,
б) его выкупили, +
в) стал сражаться за татар.

3. Где происходит действие рассказа?
а) на Кавказе,+
б) в Сибири,
в) на Дальнем Востоке.

4. Кому принадлежит это описание: «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»?
а) Жилин,
б) черный татарин,
в) Костылин.+

5. Что сделал во время нападения татар Костылин?
а) поскакал в сторону крепости, +
б) защищал Жилина,
в) сдался татарам.

6. По какой причине письмо Жилина не дошло бы до его матери?
а) он его не написал,
б) там был указан неверный адрес, +
в) татары решили его не отправлять.

7. Такую сумму потребовали за Костылина:
а) 2000 рублей,
б) 500 рублей,
в) 5000 рублей.+

8. Имя татарина, в чьем плену были офицеры:
а) Хаджи,
б) Абдул Мурат, +
в) Урсул-бек.

9. Причина, почему первый раз побег Жилина не удался:
а) Жилин и Костылин не знали окрестностей и заблудились,
б) у Костылина заболели ноги, он не мог дальше идти, а Жилин не бросил товарища, +
в) не было плана побега.

10. Как поехали Жилин?
а) один
б) с обозом+
в) вдвоем с Костылиным;

11. Почему офицеры остались одни?
а) они поехали вдвоем
б) других всех убили
в) обоз шел медленно, они не хотели ждать;+

12. Какую сумму потребовали сначала за Жилина?
а) 3000 монет +
б) 50 монет
в) 100 руб.

13. В этот срок хозяин планировал, что произойдет выкуп Жилина и Костылина:
а) 2 недели,
б) 1 неделю,
в) месяц+

14. Из чего Жилин лепил кукол?
а) из хлеба
б) из глины +
в) из пластилина;

15. Сколько по времени офицеры были в плену:
а) неделю
б) меньше месяца
в) больше месяца;+

16. Из-за чего Жилин снова совершает побег?
а) Костылину стало лучше
б) с него сняли колодки
в) узнал, что его хотят убить;+

17. Кто помог Жилину сбежать?
а) Дина +
б) красный татарин
в) Костылин;

18. Что сделали с беглецами после побега?
а) стали каждый день пытать,
б) посадили в вонючую яму, +
в) прострелили ногу.

19. Каким образом Жилин вернулся в крепость?
а) на коне,
б) в колодках пешком, +
в) его привели татары.

20. Спустя сколько по времени после побега Жилина выкупили Костылина?
а) через месяц +
б) через полгода
в) через год

Источник

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

За некоторое время, что офицеры живут у татар, Жилин завоевывает расположение у некоторых своих «хозяев». Он постоянно что-то мастерит, чинит, и однажды Абдул-Мурат признаётся ему, что, если бы не уплаченные за русского деньги, он бы оставил Жилина себе. Тем временем Жилин выкопал себе ход для побега. Однажды татары приехали в свой аул в дурном расположении духа — убили их товарища. Многие горцы злятся на русских и говорят, что следует убить и пленных. Жилин понимает, что нужно бежать, и подговаривает Костылина решиться на побег вместе с ним.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Однако в лесу беглецы встречают одного из горцев, который быстро призывает подмогу — и офицеры снова становятся пленниками. Теперь все татары злятся на русских, и мужчин бросают в яму. Кормят их только непропечённым тестом, колодки уже не снимают, да поговаривают, что нужно их убить. Абдул-Мурат всё ещё сопротивляется общественному мнению — ему ещё немного симпатичен Жилин, да и деньги за него уплачены. Теперь поставлены условия: если через две недели не будет выкупа, офицеров убьют. Если будет ещё один побег — та же печальная участь ждёт молодых пленников.

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Главные герои

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Поведение в плену

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

Источник

Читайте также:  Бабл квас мод много денег

Финасовая грамотность © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.