Меню

Выберите что выполняло роль денег в славянских племенах



Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 13

Параграф 13. Деньги, их функции

Страница 105

Что выполняло роль денег у древних славян? Какими были деньги в Древнерусском государстве?

У древних славян роль денег выполняли различные товары. Все сделки производились путем обмена одного товара на другой. Например, одному человеку нужно было приобрести зимнюю одежду. Взамен он мог предложить посуду, сделанную им самим. Его задачей становилось найти такого человека, который будет заинтересован в обмене посуды на одежду.

В Древнерусском государстве деньги были не совсем такими, какими мы видим их сейчас. Они представляли собой монеты из различных металлов, на которые наносились имена или портреты правителей.

Мнения семиклассников по вопросу о роли денег в нашей жизни разделились. Наташа утверждала, что деньги – это зло, потому что из-за них происходит немало бед и несчастий. Антон говорил, что деньги – это всё: тот, у кого они есть, может владеть, чем угодно. А каково твое мнение?

Мнение о данном вопросе может быть двузначным. Нельзя утверждать, что деньги – это только зло, потому что без них у людей не будет возможности приобрести товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. В то же время нельзя оценивать деньги только в хорошем ключе. Зачастую те, кто имеют большое количество финансовых средств, позволяют себе негативные действия, способные нанести вред окружающим. Деньгами нужно уметь правильно распоряжаться, и тогда они будут приносить пользу обществу.

Страница 106

Почему металлы стали удобным эквивалентом товаров?

Металлы стали удобным эквивалентом товаров, потому что с их помощью можно было однозначно оценить стоимость. Кроме того металлы можно было разделять, они удобны в изготовлении и не несут сложностей в обращении. Металлы – это довольно стойкий и долговечный материал, который может храниться несколько лет.

Страница 108

Как ты думаешь, почему С.Ю. Витте считал прочную денежную систему важнейшим условием процветания страны?

Прочная денежная система, по мнению Витте, является важнейшим условием процветания страны, потому что она позволяет государству развиваться с экономической точки зрения. В любой развитой стране должна быть своя валюта, известная другим государствам.

Страница 109

Какие события в истории России отразились на истории денежного обращения?

На истории денежного обращения отразились такие события в истории России, как смена правителей. Дело в том, что на монетах часто печатались имена правителей, поэтому при их смене, деньги начинали чеканить по-новому.

После окончания правления князей Владимира и Святополка в нашей стране выпуск монет на время прекратился. В период правления Золотой Орды появились новые деньги, носившие название тенге. Именно от этого термина произошло то понятие, которое мы слышим и произносим до сих пор – «деньги».

На Новгородской земле в XIII веке стали появляться рубли. Они представляли собой кусочек серебра определенного размера.

В 1530-х годах Елена Глинская ввела в обращение копейки, название которых связано с изображением копьеносца на задней части монеты.

При Екатерине II появились первые бумажные деньги – ассигнации.

Периоды войн, смена правителей, международные отношения – это те события из российской истории, которые отразились в истории денежного обращения.

Страница 110

Какие чувства, переживания участников события изобразил художник? С какими функциями денег связаны последствия краха банка, о которых рассказывает автор картины?

На картине Маковского изображены обманутые люди. Они показаны переживающими, озлобленными, грустными и подавленными.

Последствия краха банка связаны с функцией денег, как средства накопления. В экономике существует такой термин, как «инфляция». Он обозначает обесценивание денег. Вкладчики, изображенные на картине, вложили в банк свои средства, но из-за разорения банка все потеряли.

Страница 111

Задание 1. Как появились деньги?

Деньги появились с древних времен. Сначала в их роли выступали товары-обменники. У древних людей имелись определенные запасы продуктов, одежды, орудий труда и быта, которые можно было обменять на недостающие предметы.

Затем перед обществом встал вопрос о мере стоимости товаров. Тогда стали появляться металлические деньги. Они служили мерой оценивания полезности товара. Сейчас существуют не только металлические монеты, но и бумажные банкноты, ценные бумаги, пластиковые карты и даже электронные деньги.

Задание 2. Назови основные функции денег.

Выделяют 5 основных функций денег:

  1. Мера стоимости. Деньги позволяют определить, сколько нужно финансовых средств, чтобы приобрести определенный товар или услугу.
  2. Средство обращения. При совершении операции купли-продажи продавец предлагает товар, а покупатель передает ему установленную сумму денег, чтобы получить этот товар.
  3. Средство платежа. Деньги позволяют оценить труд работников. Так за работу люди получают заработную плату в размере определенной суммы финансовых средств.
  4. Средство накопления. Люди могут откладывать деньги в банк или хранить их дома, чтобы увеличивать свое состояние и приобретать более дорогостоящие товары.
  5. Мировые деньги. Финансы позволяют оплачивать товары и услуги на мировом уровне.
Читайте также:  Деньги это фанты сколько же

Задание 3. Какие виды денег существуют в наше время?

В наше время существуют наличные и безналичные деньги. В качестве наличных денег выступают монеты и купюры разного достоинства. Безналичные средства – это те деньги, которыми мы расплачиваемся, используя банковские карты и различные сервисы с электронными деньгами.

Задание 4. Чем монеты отличаются от банкнот?

Монеты – это деньги, которые представляют собой металлические изделия определенного веса и достоинства.

Банкноты – это деньги, сделанные из бумаги или ткани. Они так же имеют разный номинал.

Отличие монет от банкнот заключается в их форме. Зачастую монеты представлены круглой формой, а банкноты – прямоугольной. Кроме того, монеты обычно чеканят из металла, а банкноты печатают на бумаге.

В классе и дома

Задание 1. Какое суждение верно?

А. Деньги усложняют обмен.

Б. Деньги облегчают обмен.

Свой выбор объясни.

На мой взгляд, верно утверждение под буквой Б. Благодаря деньгам процесс обмена упрощается. Так как товары имеют определенную стоимость, то за них проще предложить деньги, чем другие неравноценные товары.

Задание 2. Определи, каковы функции денег в следующих ситуациях:

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую Папа

Карло выменял на свою куртку.

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке.

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее преставление.

Оставалось еще целое богатство – четыре гроша.

«Добрые»знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране

Дураков, чтобы из них выросло денежное дерево.

Вот когда денежное дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты тогда на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль.

В данном тексте было выделено 5 основных функций денег:

Папа Карло обменял куртку на азбуку – то есть стоимость азбуки = стоимости куртки;

На них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый фестиваль – стоимость театра и организации фестиваля оценивается количеством тех денег, которые могут вырасти на денежном дереве.

Буратино обменял азбуку на пять грошей – мальчик отдал книгу, чтобы получить взамен деньги.

За один грош он приобрел билет на представление – Буратино заплатил за билет в театр деньгами.

Целое богатство – четыре гроша – деньги представлены, как средство сбережения.

Вырастет целое денежное дерево – деньги смогут стать всеобщим средством платежа.

Страница 112

Задание 3. Рассмотри, что изображено на российских банкнотах. Что такое номинал? Объясни, зачем на банкнотах помещены номера.

Номинал – это стоимость банкноты. В нашей стране выпускаются монеты номиналом в 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, а так же бумажные купюры стоимостью в 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей, 200 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, 2000 рублей и 5000 рублей.

На монетах изображены номинал, герб, год чеканки и надпись «Банк России».

На российских купюрах помимо номинала и номеров изображены достопримечательности различных городов:

  • 10 рублей – коммунальный мост, часовня Пятницы и ГЭС Красноярска;
  • 50 рублей – ростральная колонна, Петропавловская крепость и здание биржи в Санкт-Петербурге;
  • 100 рублей – квадрига на портике Большого театра Москвы;
  • 200 рублей – памятник затонувшим кораблям, пропилеи Графской пристани и Херсонес Таврический в Севастополе;
  • 500 рублей – памятник Петру I, парусник и Соловецкий монастырь в Архангельске;
  • 1000 рублей – памятник Ярославу Мудрому, часовня, кремль и церковь Иоанна Предтечи в Ярославле;
  • 2000 рублей – Русский мост и здание Дальневосточного университета во Владивостоке;
  • 5000 рублей – памятник Муравьеву-Амурскому, набережная и мост в Хабаровске.

Номера нужны на банкнотах для того, чтобы не допустить использования фальшивых купюр. На каждой банкноте есть свой набор букв и цифр, установленный государственным банком.

Задание 4. Пользуясь дополнительной литературой и Интернетом, выясни, как называются денежные единицы государств – членов СНГ. Свой ответ оформи в виде таблицы.

Страны и денежные единицы

Беларусь: Белорусский рубль/Копейка.

Казахстан: Казахстанский тенге/Тиын.

Молдова: Молдавский лей/Бань.

Украина: Украинская гривна/Копейка.

Задание 5. Если ты читал роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо», то легко вспомнишь, кто такой аббат Фариа. Его деньги играют очень важную роль в сюжете романа. Представь, что тебе необходимо схематично передать приятелю самое главное в судьбе денег аббата Фариа. Составь план такого рассказа, указав, в каких ситуациях деньги меняют ход событий, какую роль они играют в жизни героев романа.

Герой произведения Александра Дюма аббат Фариа являлся заключенным. Он некогда заведовал библиотекой у потомка известного кардинала. Фариа узнал о тайне этого человека, которая крылась в его несметном спрятанном богатстве. Аббат попал в тюрьму и, находясь в заточении, мечтал выбраться на свободу. Он говорил, что расскажет о том, где спрятан клад в обмен на волю для себя.

Читайте также:  My little pony магия принцесс мод много денег последняя версия

Деньги играли важную роль в судьбе Фариа, потому что дарили ему надежду на спасение. Аббат никак не мог выбраться из тюрьмы. Он прикладывал множество усилий, планировал побег, но все его попытки были тщетны. Он попал в камеру к Эдмону Дантесу и изменил его жизнь в лучшую сторону.

Они проводили время за разговорами, вместе собирались сбежать, но не смогли из-за паралича Фариа. Перед своей кончиной аббат рассказал Дантесу о местонахождении богатства После этого Дантес стал графом и направил все свои средства на помощь своим друзьям и знакомым. Он смог решить проблемы, получить полезную информацию и спасти друзей благодаря деньгам. Поэтому можно сказать, что деньги играют важную роль в судьбе героев романа «Граф Монте-Кристо»

  1. Знакомство Фариа с Дантесом (деньги не позволили аббату выбраться на свободу, поэтому он был вынужден рыть подкоп, которые привел его к встрече с Эдмоном).
  2. Рассказ аббата о богатстве (так читатели узнали о том, что у Фариа есть информация о местонахождении клада).
  3. Побег Дантеса и его становление графом (подтверждение слов аббата о наличии богатства, а также получение более высокого статуса в обществе, связанное с приобретением большого количества финансовых средств).
  4. Изменения в жизни Дантеса, произошедшие благодаря деньгам (с помощью финансов граф узнал полезную информацию и смог решить свои проблемы, а также проблемы родных, близких и друзей).

Источник

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Повторение темы

ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ

  1. Во II тысячелетии до н. э. балтославянекие племена заселили значительную часть:
    1. Западной Европы
    2. Центральной и Восточной Европы
    3. Северной Азии
    4. Поволжья
  2. Языковая группа, к которой относятся предки славян:
    1. индоевропейская
    2. финно-угорская
    3. романо-германская
    4. арамейская
  3. Восточные славяне выделились в особую ветвь в:
    1. III веке
    2. V веке
    3. VI веке
    4. VIII веке
  4. В VII—VIII вв. у славян происходил переход:
    1. от соседской к родовой общине
    2. от родовой к соседской общине
    3. к государственному устройству
    4. от племенной к кровнородственной общине
  5. Важное место в религии восточных славян занимал:
    1. культ вещей
    2. культ предков
    3. культ потомков
    4. культ дождя
  6. Главными государственными центрами восточных славян в VIII—IX вв. были:
    1. Чернигов, Полоцк
    2. Новгород, Киев
    3. Смоленск, Псков
    4. Итиль, Царьград
  7. Основным занятием восточных славян в VI—VIII в. было:
    1. собирательство
    2. животноводство
    3. земледелие
    4. ремесло
  8. Роль денег у восточных славян выполняли преимущественно шкурки:
    1. куницы
    2. бобра
    3. норки
    4. лисицы
  9. Для общественной жизни и хозяйственной деятельности восточных славян в VII—VIII вв. было(а) характерно(а):
    1. совместная загонная охота
    2. массовое использование труда рабов на земле
    3. преобладание роли религии и торговли
    4. совместное владение сенокосом и лесными угодьями
  10. Столица Хазарского каганата:
    1. Итиль
    2. Ольвия
    3. Пантикапей
    4. Булгар
  11. Соседская (территориальная) община у восточных славян:
    1. вече
    2. посад
    3. вервь
    4. полюдье
  12. Широкая крепкая доска с заостренными, раздвоенными снизу концами, на которые надевались наконечники, используемая для обработки земли у восточных славян:
    1. сошник
    2. борона
    3. соха
    4. серп
  13. Религиозный культ восточных славян в VII—VIII вв.:
    1. вера в единого Бога
    2. массовые жертвоприношения в дни религиозных праздников
    3. строительство больших каменных храмов-святилищ богам
    4. поклонение деревянным изображениям богов — идолам
  14. Бортничество — это:
    1. охота на пушного зверя
    2. рыболовство
    3. собирательство меда
    4. скотоводство
  15. Восточнославянские племена:
    1. Сарматы
    2. Дреговичи
    3. Черемисы
    4. Полочане
  16. Божества, почитаемые восточными славянами:
    1. Мокошь
    2. Деметра
    3. Тор
    4. Велес
    5. Арес
  17. Первые государства на территории нашей страны:
    1. Византия
    2. Пантикапей
    3. Болгарское царство
    4. Тюркский каганат
    5. Великая Булгария

1. Впишите понятие.

  1. (присваивающее хозяйство) — это хозяйство с преобладающей ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, что соответствует самой древней стадии истории человечества.
  2. (вече) — это народное собрание у восточных славян, на котором выбирались старейшины для ведения общих дел и решались важные вопросы.
  3. (переложная) система земледелия — это система обработки земли, при которой в степных и лесостепных районах истощенные земли не распахивали в течение 20—30 лет, до тех пор, пока они не восстанавливали плодородие, а земледельцы переходили на другие участки земли.

2. Отметьте верные утверждения.

  1. Крупнейшими политическими и хозяйственными центрами Скифского царства были Ольвия, Пантикапей, Фанагория, Херсонес Таврический.
  2. Скифы населяли всю южную часть Причерноморья: от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона.
  3. Скифы жили в Западной Сибири, Северной и Восточной Европе.
  4. Скифское поселение находилось у деревни Городище Кирилловского района Вологодской области.
  5. Скифы торговали с греческими колониями в Причерноморье.

3. Отметьте верные утверждения.

  1. Восточные славяне первыми заселили Восточную Европу.
  2. Лесной край от Балтийского моря до Уральских гор заселяли финно-угорские племена.
  3. Лесные жители научились добывать железо из болотных руд.
  4. Обитатели лесов жили в каменных домах.
  5. Главным божеством у балтов считался бог грома Перун.
Читайте также:  Перевод мобильных денег в электронные деньги

4. Ответьте на вопросы.

В чем состоит преимущество переложной системы перед подсечно-огневой?

Переложная система требует меньших трудовых затрат, поскольку для сева зерновых не требуется вырубать лес и сжигать пни, как при подсечно-огневой. Использовались эти системы в разных территориально-климатических условиях. Однако и при той, и другой системе земля истощалась быстро.

В чем состоит преимущество трехполья перед двупольем?

При системе трехполья сохранялись все преимущества двуполья, но в ней предполагался еще и сев озимых зерновых на третьем поле, что позволяло снимать урожай озимых немного раньше, чем яровых. Кроме того трехполье — более эффективная форма рациональной организации землепользования. Система трёхполья делала землю более плодородной и повышала урожайность.

Почему главными богами язычников были покровители солнца, молний, ветра, скота и плодородия?

Восточные славяне были язычниками и поклонялись многим богам. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Главными богами были бог солнца – Ярило, бог грома и молний – Перун, бог ветра – Стрибог, покровитель скотоводства – Волос, богиня плодородия – Мокошь, потому что именно от этих стихий, явлений и занятий в основном зависела жизнь язычников.

5. Заполните схему «Происхождение восточных славян».

6. Заполните сравнительную таблицу «Система управления у восточных славян и в древнегреческом полисе»

Управление в полисе Управление у восточных славян
Общее
  • Участие народа в управлении (демос и вече – народные собрания).
  • Для управления общими делами избираются правители (должностные лица в полисе и старейшины в славянской общине).
  • Народное ополчение.
  • Угодья и поля поделены между членами общины (сочетается частная и коллективная формы собственности).
Различия Статус члена полиса на у всех Все члены общины имеют равные права
Социальное неравенство Социальное равенство
Раб не мог стать членом полиса Раб мог стать членом общины

Комментарий: следует отметить, что данное сравнение фиксирует определенное положение и временной период – начальное традиционное представление о системе управления полисом и соседскую общину у восточных славян. Именно поэтому мы вообще не упоминаем верховных правителей, которые появились при развитии системы управления в полисе и при переходе к более крупным племенным объединениям у славян. Мы не говорим о социальном неравенстве в славянских племенах, поскольку об этом можно говорить на более позднем этапе развития племени.

Подведение итогов урока

Историк Н.М.Карамзин считал изучение древнейшего периода Руси «маловажным для разума». Согласны ли вы с высказыванием именитого историка?

Такая позиция Н.М.Карамзина понятна и имеет право на существование. Древнейший период Руси, впрочем, как и всех остальных стран и народностей, малоинформативен и беден на события, имеющие историческую ценность, т.е. оказавшие существенное влияние на ход истории. Но я считаю, что историю возникновения своего народа необходимо знать каждому. Поэтому моя точка зрения отличается от позиции Н.М.Карамзина.

Эссе «Моё знакомство с историей восточных славян»

Мое знакомство с историей восточных славян началось очень плодотворно. Я смог узнать о корнях моего народа и о том, почему сегодня Россия является многонациональным государством. На мой взгляд, истоки тесного соседства разных народов на территории нашей страны лежат именно в древних веках. То, что десятки народов смогли пронести через века опыт совместного проживания на одной территории, говорит о сложившейся мультикультурной среде, которую мы сегодня называем Россией.

Истории возникновения славян и восточных славян в частности всегда уделялось мало внимания. Возможно, поэтому у многих складывалось предубеждение, что славяне как были дикими варварами, такими и остались. Известно много исторических примеров, когда славян считали чуть ли не народом рабов и людьми «второго» сорта. Изучив историю древних славян, мы понимаем, что это не так. Славяне всегда были частью индоевропейских народов. И у потомков германских народностей, и у балтов, и у славян были общие предки. Возможно, этносы Западной Европы из-за меньшей территории и большей плотности населения прошли более динамичный путь развития, чем славянский этнос, который изначально был разбросан по огромной территории. Но все равно мы прошли один и тот же путь развития этноса. Кроме того, славяне по большей части сохранили свою древнюю культуру. Этому есть много доказательств, например, сегодня в российских деревнях образ жизни долгое время не сильно отличался от образа жизни древних славян. Все славянские языки похожи – чешский, польский, русский, украинский, белорусский языки имеют очень много общих понятий, которые объясняются общими историческими корнями. А традиционные языческие верования у славян тесно переплелись с православной религией – мы сжигаем Масленицу, красим на Пасху яйца, гадаем на Святки перед Рождеством. Наша древняя история может дать ответы на многие вопросы современной жизни. Именно поэтому её нужно изучать и знать.

Источник