Меню

Если ребенок ворует деньги у родителей что делать советы психолога



Что делать, если ваш ребёнок ворует деньги, – советы семейного психолога

Иногда некоторым родителям приходится задаваться вопросом: «Что делать, если ребёнок украл деньги у родителей дома или систематически ворует их и при этом врёт? Что делать, если ребёнок начал воровать? Что делать, если детское воровство не прекращается?». Для начала успокойтесь. Грамотное выстраивание отношений с ребёнком обязательно приведёт к положительному результату. А для начала следует разобраться, почему дети воруют и как с этим бороться.

Причины детского воровства

Почему дети воруют деньги у родителей – на этот вопрос ответит наука психология. Причин на самом деле очень много. И все они связаны с неустойчивой детской психикой, особенностями семейного воспитания, личностного развития ребёнка. И варианты решения проблемы зависят от того, что делать в случаях если:

  • ребёнок только начал воровать – совершил это впервые;
  • делает это систематически – несмотря на наказания.

Причины детского воровства:

  1. Ребёнком движет стремление во что бы то ни стало заполучить желаемое. Здесь, конечно, надо очень серьёзно подумать: это просчёты вашего воспитания или желания ребёнка надо всё-таки учесть? Если кто-то из родителей не может такого понять и легкомысленно полагает, что хотеть – не значит сейчас и сразу, и вообще подросток не имеет права подобное себе позволять, подумайте, прежде чем жестоко наказывать, ведь это произошло впервые! Представьте себя на месте ребёнка. Допустим, вы чего-то очень страстно желаете. Вы сразу сосредотачиваете на этом все силы, бросаетесь зарабатывать деньги, чтобы удовлетворить свою потребность или желание, ищете пути достижения цели. Теперь – ребёнок. Вы сразу отказали ему, может быть, даже попытались объяснить причину и забыли об этом. А желание разгорается с новой силой, и он идёт на воровство. В таком случае подумайте, может, стоит удовлетворять такие желания детей? Разумеется, не потворствуя им в этом постоянно. Или надо разговаривать с ними, объясняя, почему не все желания исполнимы, приводя примеры из жизни. Но главное, помните: пример для него – вы. Если ребёнок видит, что свои желания вы удовлетворяете сразу (захотели – приобрели), вряд ли он послушает вас и ваши доводы. А поскольку он не располагает ресурсами взрослого человека (деньгами, другими возможностями), то, не в состоянии сдержать своих эмоций, пошёл на воровство. Если же речь идёт о повторном случае кражи, то это уже касается воспитания.
  2. Если ребёнок ворует, им может двигать желание привлечения внимания, например, заполнить эмоциональную пустоту – что свойственно детям в возрасте до 10 лет. Здесь маленький человек отлично знает, что это плохо и непременно наказуемо, но идёт на этот поступок, потому что таким образом он может обратить внимание взрослых на себя. Подобное поведение должно сказать вам о том, что ребёнку недостаёт эмоциональной теплоты родителей, заботы, разговоров с вами. Посмотрите на себя: достаточно ли внимания вы уделяете детям?
  3. Причиной воровства является, конечно, и отсутствие должного воспитания. Это происходит иногда непреднамеренно и не замечается некоторыми родителями. Ребёнок один раз взял тётину сумку поиграть, хотя она просила не трогать, – его никто не остановил. В другой раз он без спроса садится в дядину машину. В третий раз девочка, никого не спросив, берёт мамины украшения. А потом ребёнок привыкает, что можно брать чужие вещи, – за это не наказывают и ничего плохого в этом нет. А так нельзя. У каждого есть личные вещи, и, для того чтобы ими воспользоваться, надо обязательно спросить владельца.
  4. Обида на взрослого, вылившаяся в своеобразную месть, также может стать причиной воровства. Это происходит по разным причинам. Например, может быть и так: вы взяли у ребёнка что-то без спроса (возможно, он уже понимает, что и у него есть личные вещи), и он в отместку крадёт что-то у вас. Или вы его сильно обидели, а он не знает, что сделать в ответ. Понятно, что и здесь не всё однозначно. И причины такого поведения не совсем ясны. Но это уже другая история.
  5. Бывают и кражи ради развлечения как подражание поступкам друзей или тех, кто в авторитете. Обычно такое воровство происходит в магазинах, супермаркетах. В этом случае надо позаботиться об окружении ребёнка, понять, почему он легко идёт на нарушение норм ради желания быть «в стае». Надо научить его говорить «нет», действовать самостоятельно в любой ситуации, ни в коем случае не идя на поводу ни у кого, кроме собственных ценностей и норм.
  1. Считается, что чаще воруют дети из неблагополучных, финансово не защищённых семей. Однако это не так. Если родители или другие близкие люди в детстве смогли дать ребёнку чёткие моральные установки, вероятность того, что он их нарушит, крайне низкая.
  2. Ещё полагают, что если ребёнок привык получать всё по первому требованию, то он способен на воровство в случае отказа. Однако здесь также всё зависит от воспитания и атмосферы в семье.

Помните, что почти все проблемы, связанные с поведением ребёнка, берут начало в ваших семейных взаимоотношениях. Если ребёнку уделяют внимание, он всегда может довериться родителям, а в его семье царит атмосфера эмоционального благополучия, он вряд ли совершит правонарушение или пойдёт на поводу у авторитета. У него тогда нет сильнее авторитета, чем его папа или мама.

Обратите внимание, ребёнок 10 лет ещё не знает цену вещам вообще. Поэтому стоит помнить вот о чём. Иногда ребёнок берёт без спросу какую-либо вещь, например, жевательную резинку из вашего кармана, вашу рубашку (и портит её случайно). Вы считаете это не проступком (жвачку) или досадным недоразумением (рубашка) и не наказываете его, ничего не говорите, в лучшем случае отмахиваетесь, и воспитательный момент напрочь отсутствует. А потом ребёнок берёт ваш планшет без спроса, выносит его на улицу и случайно разбивает. Вот тут-то начинается искреннее негодование и меры воспитания. «Как ты посмел без спроса взять чужое! Ты на него ещё не заработал! Ты просто украл вещь и испортил её!» – это те слова, которые, как вы полагаете, справедливо высказываете ему. А корни такого «преступления» там, в тех моментах, когда вы легкомысленно отвернулись от того, что он «проверял» ваши карманы и надевал без спроса вашу одежду. Для него ценность планшета не ясна, и он не понимает разницы между ноутбуком и рубашкой, маминой сумкой за 30 тысяч рублей и помадой. Давайте ребёнку хотя бы какие-то карманные деньги, чтобы он имел возможность сам что-то покупать. Дело здесь не в том, чтобы предотвратить воровство, а том, чтобы он начал понимать ценность приобретаемых вещей.

Читайте также:  Сколько денег можно положить через банкомат наличными

Что делать: практические советы

Что делать, если ребёнок 10 лет ворует деньги и врёт? Для начала надо разобраться в причинах досконально. При этом обязательно в спокойных разговорах с ребёнком, а не кричать или ещё хуже – бить, ничего не выяснив.

Помните о том, что за один разговор и прямо здесь решить проблему не удастся. Это важный воспитательный урок, который ребёнок должен извлечь из сложившейся ситуации. Поэтому приготовьтесь к длительным мерам, научитесь сохранять спокойствие.

Советы психологов, что делать, если ребёнок/подросток врёт, ворует деньги у родителей и не только:

  1. Выяснить причину, не переходя к агрессии. Поймите сразу: жестокое и злобное поведение родителей может только навредить. Ребёнок сразу замкнётся и перестанет вообще с вами разговаривать. Кроме того, если причиной воровства стали как раз ваши внутренние отношения, вы тем самым сделаете их ещё хуже. Если причина в друзьях, вообще будьте крайне осторожны. Ребёнок, скорее всего, не скажет вам о самом сокровенном: о том, что он вынужден кому-то подчиняться. А значит, тут нужны долгие тёплые серьёзные разговоры, способные вывести вас на проблему, с которой вы сами, возможно, не справитесь. Также важно помнить о том, что нельзя обзывать ребёнка, нельзя вешать «ярлыки», такие как «вор» или «преступник». Сами понимаете смысл фразы: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт».
  2. Никогда не обвиняйте ребёнка, если вы уверены в его причастности к краже. Часто происходит так: что-то пропало, а подумать больше не на кого, и родители начинают агрессивно допрашивать сына или дочь. У ребёнка есть достоинство, так же, как и у вас. Уважайте его, и пока причастность вашего чада к воровству не доказана, не унижайте его. Никогда не разбирайтесь с ребёнком при посторонних. Не позволяйте этого и окружающим, пока не будет доказательств. Только не нужно это понимать однобоко. Бывает, что факты налицо, а родители всё равно не могут поверить, что это их ребёнок совершил кражу, и начинают предпринимать шаги, чтобы оградить сына или дочь от таких проблем, упорно не желают видеть и слушать правду. Здесь дорога к постоянному воровству вашего ребёнка, а в будущем взрослого – скорее всего, обеспечена. Вы же его оправдали!
  3. Не пугайте ребёнка сразу уголовной ответственностью. Во-первых, он должен знать о ней раньше, знать вообще, что брать чужое – это плохо и без уголовного наказания. Есть наказание совестью. Это гораздо важнее. Именно совесть должна быть для подростка двигателем нравственного чувства! Именно она должна страшить. Если не будет этого внутреннего нравственного стержня, никакие уголовные наказания не станут камнем преткновения перед преступлением в будущем.
  4. Помните главное! Если вина ребёнка доказана – наказание необходимо! Если не последует наказание за совершённое воровство, во-первых, есть вероятность того, что это случится снова, а во-вторых, он так и не извлечёт других серьёзных уроков из данного правонарушения. Как наказывать? Здесь каждый решает сам, в соответствии со своими жизненными ценностями и опытом. Но важно не упустить некоторые нюансы. Ребёнок должен восполнить ущерб. Если деньги он уже потратил, ему необходимо вменить какую-либо обязанность, которую он раньше не выполнял, чтобы он «отработал» потерю родителями финансов. Маленький подросток должен понимать ценность денег, то, как они добываются людьми. Если этого не произойдёт, он будет думать, что их можно не зарабатывать, а отнимать у других. Это, конечно, крайний вариант развития событий, но высока вероятность его исполнения. В качестве наказания можно заставить ребёнка разносить газеты или рекламу, вменить в обязанности ежедневное мытьё пола, при этом объяснить, что всё это – тоже возможность заработать деньги самостоятельно.
  5. Попытайтесь наладить контакт с ребёнком. Если вы самостоятельно этого сделать не можете, обратитесь к психологу. Он найдёт подходы к вашему чаду и обязательно выяснит, какие проблемы в его жизни способствовали такому поведению. При этом если вы чувствуете нарастающую агрессию, желание ничего не объясняя наказать, не можете найти в себе силы справиться с внутренним негодованием, лучше обратитесь к специалисту сразу. В таком случае вам и самим нужна помощь.

Детское воровство случается довольно часто. И прежде чем применять меры наказания, надо всё-таки разобраться в причинах этого поступка. Если просто наказывать ребёнка, эффект может быть обратным: он озлобится, отвернётся от вас. Но хуже другое. Он так ничего и не поймёт: почему нельзя брать чужое, воровать деньги у родителей, каким трудом они достаются. У него так и не проснётся внутренний регулятор безнравственного поступка – совесть. А ведь каждый родитель ждёт и хочет именно этого.

Главный совет

Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть. Любите его! Проводите с ним как можно больше времени. И тогда, даже если он совершил воровство (даже не один раз!), у вас есть возможность всё исправить и направить воспитание в правильное русло. А главное – развивайте в нём самостоятельность! Доверяйте ему. Самостоятельный маленький человек рано узнаёт цену вещам и предметам, понимает ценность заработка, умеет позаботиться и о себе, и об окружающих. Самостоятельность и доверие, постоянное общение с ребёнком – ключ к решению многих проблем и к предотвращению воровства.

Читайте также:  Главное отличие неполноценных денег от полноценных денег состоит в том что

Источник

Ребенок украл. Что делать?

Как вести себя родителям, если ребенок ворует. Причины детского воровства и ошибки родителей в воспитании.

Что делать маме, если ребенок украл, и как правильно повести себя в такой сложной ситуации? Как справиться со своими эмоциями и не навредить ребенку? Конечно, для любого родителя это удар, когда его такой маленький и нежно любимый малыш оказывается воришкой. Постарайтесь отвлечься от личных переживаний. Посмотрите на проблему глазами ребенка.

Не оставляйте деньги на виду

Елена (38 лет): «Помню, как в 7 лет первый раз украла у мамы деньги. В «Союзпечати» продавались календарики-«переливашки» за 40 копеек. Мне страшно захотелось такой же. Залезть в мамин кошелек я бы никогда не решилась. Помню, как ходила по квартире и собирала мелочь на полках, в карманах, сумках. Я не считала, что краду. Было очень ясное ощущение того, что беру ненужные деньги. «Нужные», как мне тогда казалось, лежат в кошельке. Но понимала также, что поступаю не хорошо».

Итак, вот она первая родительская ошибка: не оставляйте деньги на виду, не провоцируйте ребенка.

Профилактика воровства

Чтобы избежать неприятных ситуаций, неплохо было бы заняться «профилактикой преступлений» и предвосхитить вероятные случаи воровства. Во-первых, объясните ребенку, что деньги без спроса брать нельзя никогда, даже копейку. Формулировка должна быть максимально простой: это воровство, а воровство — это плохо, стыдно. Во-вторых, ребенок должен понимать, что незаметно это сделать никак не получится, деньги будут искать и найдут.

Если после предварительной профилактической беседы у Вас появится желание показать ребенку, что Вы ему доверяете, то можно оставить деньги на виду. Но целостность суммы должна обязательно контролироваться (естественно, в тайне от ребенка!), чтобы Ваши слова не пошли вразрез с действительностью. Первый опыт безнаказанности может сыграть в дальнейшем свою негативную роль.

Если даже раньше, когда в магазинах не было особого выбора, дети воровали, то уж сегодня, когда любой лоток манит маленького человечка пестротой предлагаемых товаров, по цене от 50 копеек и до бесконечности, не стоит бесконтрольно разбрасывать по дому медяки, тем самым давая ребенку возможность сделать первый шаг — взять эти «брошенные» деньги. Случай из практики: 6-летнего Максима мама постоянно посылала в булочную за хлебом, давая точную сумму на одну буханку. Когда первый раз ребенок получил сдачу, то немедленно ее потратил, без разрешения. Когда мама спросила, почему он потратил эти два рубля, ребенок начал отпираться и говорить, что сдачу ему не давали. Признался он только после скандала и допроса, устроенного родителями. В следующий раз он украл деньги у бабушки. На вопрос, почему опять, ребенок сказал, что «у родителей-то нельзя, они ругаться будут».

Вторая наша ошибка: нельзя ругать и стыдить ребенка. Если Вы не сможете в доступной форме объяснить, почему воровать нельзя, то в следующий раз ребенок сделает то же самое, но, уже осознавая, что поступает нехорошо. Все дети разные, и дать общие правила поведения для таких ситуаций сложно. Необходимо исходить из индивидуальных особенностей ребенка, потому что на одного сильнее всего подействуют мамины слезы, другому требуется логическое обоснование — «почему так делать нехорошо», а третий должен в первый же раз получить серьезное наказание. И только родители могут увидеть, что в данном случае стоит за поведением ребенка: непонимание, желание самоутвердиться перед товарищами, или отчаянная попытка привлечь внимание взрослых, что, к сожалению, тоже нередко встречается в современных занятых семьях.

Ценность денег

Кроме того, нужно помнить, что для ребенка суммы 50 копеек и 50 рублей нередко не имеют разницы. Не зная цены деньгам, малыш часто не осознает размера наносимого семье ущерба, поэтому довод «ты знаешь, что это огромная сумма» на него не подействует. Например, когда у 5-летней Машеньки, регулярно таскавшей у родителей и бабушки «железные» деньги, спросили, что бы она выбрала: 10 монеток по 10 копеек или одну большую монетку «5 рублей», то девочка без раздумий ответила — 10 монеток, конечно!

В большинстве своем дети имеют представление о сумме и ценности, но не думайте, что ребенок не посмеет взять пачку денег, откладываемую на летний отпуск. В идеале — ребенок вообще не должен знать, где находится семейная копилка.

Вполне может случиться так, что не понимая ценности «бумажек», Ваш малыш легко отнесет эти «фантики» в детский сад поиграть, как сделал 6-летний Вадим. Когда мама причитала на приеме у психолога, что она бы «еще поняла, если бы сын взял небольшую сумму, но унести из дома все деньги», ее с трудом удалось убедить, что ребенок не замышлял «преступление века». Видя, как дорожат родители этими бумажками, он решил отнести их в группу. У Вадима не складывались отношения с детьми, и таким образом он хотел завоевать внимание одногруппников и найти друзей.

Внимание окружающих за деньги

Следите за общественной жизнью Вашего малыша, чтобы не пропустить тревожные симптомы. Дети часто уносят из дома деньги и вещи, покупая внимание «окружающих».

9-летняя Даша никак не могла ни с кем подружиться. Это очень частая ситуация, когда в группе детей «выбирается» изгой, с которым никто не общается. Тяга детей к самоутверждению и попытки возвыситься над окружающими могут проявляться в самом раннем возрасте. Это нельзя назвать жестокостью. Такое поведение является лишь одним из этапов формирования собственного «Я». Итак, с Дашей никто не дружил, родители были заняты, девочка жаловалась бабушке на то, что не с кем играть, на что пожилая женщина резонно замечала, что «в школу она не играть, а учиться ходит». И в результате ребенок решил свою проблему сам: сначала девочка украла дома неизвестную сумму (выяснилось это намного позже, когда дошло до разбирательства) и накупила конфет.

Читайте также:  Castle cats mod много денег

Сказав, что у нее День рождения, она угощала детей весь день, и была в центре внимания, пока конфеты не кончились. В следующий раз она взяла папин мобильный телефон, сказав в классе, что это ей подарили. Родители, решив провести воспитательную работу, устроили публичное разбирательство в классе, в результате чего девочка получила сильнейший стресс, который в последствии длительное время не удавалось вылечить, и ребенка пришлось переводить в другую школу, поскольку в этот класс она наотрез отказывалась ходить. Помимо прочего на нервной почве у ребенка это выразилось еще и кожными высыпаниями.

Не предавайте огласке

Итак, еще одна ошибка: никогда не предавайте огласке подобные инциденты. Детская психика слишком хрупка для подобных испытаний. Даже взрослому человеку пережить публичный позор трудно. Раньше даже существовало наказание, когда преступника приковывали к «позорному столбу». Не поступайте так со своим ребенком. Все вопросы должны решаться не силовыми (и уж никак не физическими!) методами в узком кругу семьи. Запомните, если ребенок ворует, то скорее всего это никак не связано с «дурными генами» его предков, вероятнее всего, это свидетельство того, что в Вашей семье есть проблемы.

Либо это связано с недостатком тепла и понимания со стороны родителей, либо Вы что-то упустили в общественной жизни ребенка. Примечателен случай с 6-летним Иваном. Мальчик регулярно крал деньги у мамы и прятал их под матрас. Мама, перестилая кровать, каждый раз их находила и все повторялось заново: он крал, мама находила. На приеме выяснилось, что семья неполная, отца нет, мама с утра до вечера на работе, ребенок с няней. Когда он прятал деньги, он знал, что мама это обнаружит и будет ругаться. Ребенок объяснял ситуацию так: зато мама сидит у меня на кровати, разговаривает, а потом целует на ночь. «Разговаривает» — это пытается объяснить, почему красть не хорошо. Из дальнейшей беседы стало ясно, что ребенок не слышит этих объяснений, он просто таким образом провоцирует маму на общение с ним.

Доступно объясняйте

Более сложные случаи в ситуациях с подростками. 12-летний Андрей начал курить. Сначала он таскал сигареты у родителей. Когда это вскрылось, он пообещал, что больше не будет. И больше он действительно их сигареты не трогал. Деньги на сигареты он украл у дедушки. Причем сразу много, чтобы на долго хватило! Конечно, в данной ситуации не может быть и речи о привыкании к табаку. Курил ребенок от случая к случаю, чтобы «не отставать от коллектива». В этой ситуации родители выбрали абсолютно верную тактику. Ребенку не только объяснили, что это нехорошо, хотя в его возрасте он и так это прекрасно понимал и на преступление пошел вполне осознанно. Украденную сумму он отрабатывал в магазине отца в течение месяца и вернул заработанные деньги деду. Андрей работал в течение одного летнего месяца, каждый день по несколько часов за исключением выходных и получил четкое представление о том, какому количеству труда эквивалентна украденная сумма. В течение 3-х последующих лет инцидент ни разу не повторился.

Таким образом, не надо углубляться в дебри красивых и высокопарных фраз. Дети лучше и быстрее воспринимают наглядные объяснения.

Самыми тяжелыми в наше время можно считать ситуации с подростками старше 14 лет. Это в большинстве своем рецидивы, когда ребенок, пойманный на воровстве, продолжает красть. 16-летний Кирилл пристрастился к игровым автоматам. Начав с небольших сумм, он постепенно поднимал планку, и в результате умудрился проиграть деньги, отложенные для поездки на юг. Это при том, что мать прятала от него деньги после первого случая воровства. Здесь нельзя говорить о том, что ребенок не понимает цены деньгам. Он каждый раз целенаправленно обыскивал квартиру и находил тайники. В свое оправдание он говорил, что хотел все вернуть после крупного выигрыша. В процессе наблюдения факты краж многократно повторялись, и в результате пришлось прибегнуть к помощи уже не психолога, а психиатра. Мама мальчика, боясь огласки, пыталась скрыть от всех свои проблемы. В результате ситуация усугубилась. К сожалению, с подобным пристрастием ни ребенок, ни родители не в состоянии справиться самостоятельно.

Не надейтесь, что все решится само. Если Вы столкнулись с такой проблемой, обратитесь к помощи специалиста. Не усугубляйте ситуацию постоянным «обмусоливанием» произошедшего. Не надо пугать ребенка тем, что он станет вором и сядет в тюрьму. Тем самым Вы можете вдолбить ему эту мысль, в результате чего у ребенка сформируются комплексы.

А вот другой пример из практики. Никита (13 лет)воровал деньги в школьной раздевалке. Отпрашивался с урока в туалет, бежал в гардероб и шарил по карманам. Как оказалось, мальчик прочитал книгу «Тимур и его команда», которая произвела на него очень сильное впечатление. Помогать пожилым людям он решил на современный манер — деньгами. Поскольку дома лишних денег не водилось, ребенок начал красть.

Найдите причину воровства

Прежде всего, попытайтесь выяснить причину, побудившую ребенка к краже. Тактику воздействия нужно выбирать в зависимости от этой причины.

И самое главное, бойтесь ошибиться! Даже если Вы уверены на 100%, что украл именно Ваш ребенок, просто потому, что больше некому, помните: не пойман — не вор. Если вы не были свидетелем кражи, никогда не обвиняйте голословно. Всегда оставляйте ребенку возможность сознаться самому. Помогите ему начать говорить на эту тему, постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал страха перед наказанием. И особенно страха перед Вами!

Источник